ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА
Формирование компонентов устной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование компонентов устной речи детей 6 – летнего возраста в различных формах и видах деятельности.
• Речь- особая наиболее совершенная форма общения, присущая человеку, формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Одной из главных задач в старшей группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими русского языка.
•
Публикация «Формирование компонентов устной речи» размещена в разделах
Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
•
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.
•
• Основные задачи, которые использую в работе:
•
• Развитие связной речи
• • Развитие лексической стороны речи
• • Формирование грамматического строя речи
• • Развитие звуковой стороны речи
• Развитие образной речи.
• Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.
•
Чтение художественных произведений привлекает детей содержанием и образной формой. Поэтому все произведения прочитываем выразительно. Чтение сопровождаем разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, картонажные театры. Учим детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами, которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.
•
При заучивании стихов, малых фольклорных форм, стихов, потешек, особое внимание уделяем интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.
• На занятиях по ознакомлению с окружающим дети усваивают словестные обозначения – это названия предметов, материалов, знакомятся со свойствами, профессиями, и. т. д. стараемся пополнить словарный запас. Учим образовывать слова в роде, числе, падеже, называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, также уметь объяснять многозначность слов : (дерево – ствол – ветви – зеленое – старое – дает воздух …) Стремимся чтобы речь приобретала такие качества как правильность, точность.
• Применяем такие игры как: ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
• ЧТО ЗВУЧАЛО?
• НАЗЫВАЙ СЛОВА НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ БУКВУ
• НАЗОВИ БОЛЬШЕ СЛОВ ПО ТЕМЕ (СЛОВА ОБОЗНАЧ. ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ)
• НАЗВАТЬ СЛОВА ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОРОД, ЖИВОТНЫХ, ИМЕНА…
• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ ИЗ СЛОВ (ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ПРЕДЫДУЩЕГО СЛОВА БЫЛА БЫ ПЕРВОЙ ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА – БЫК – КОШКА – КРАСНОЯРСК – КОРОЛЬ)
• СОСТАВЬ ЦЕПОЧКИ ИЗ СЛОВ АНТОНИМОВ
• НАЗВАТЬ ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЦВЕТА
• УЗНАЙ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ?
• ПРИДУМАЙ РИФМУ К СЛОВУ.
• Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели., «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу., «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай, «Золотые ворота» - (тра- та та, тра-та-та открываем ворота., «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.)
•
У детей 5 – 6 лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.
•
Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Дочки – матери», «Школа», при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа.
• Например игра «Перекресток ДПС». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «зеленый» красный свет. И машины поедут, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся зеленый свет, транспорт поехал», или «когда на светофоре загорелся зеленый свет, транспорт тронулся с места», или «автобусы и машины поехали, потому что на светофоре появился зеленый свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре – красный, желтый свет, машины двинулись, приготовились к движению). Спрашиваю детей: «О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаем детей на новые высказывания.
• Активно использую дидактические игры.
•
• «Потерялся поясок» – упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.
•
• «Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.
•
•«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.
•
• Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.
•
При развитии речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используем беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т. д. В диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Эти умения необходимы и для развития монологической речи.
• Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. И мы должны помочь ребенку овладеть всеми богатствами родного языка.
•