Володина Светлана Александровна
Копилка игр на развитие всех компонентов устной речи детей 4–5 лет на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, познают его, получают широкие возможности общения с другими людьми.
Речь – особый чудесный дар, который не дается человеку с рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Копилка игр на развитие всех компонентов устной речи детей 4–5 лет на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС определяет содержание образовательной области «Речевое развитие» следующим образом: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В образовательной программе нашего детского сада указано, что педагог должен способствовать овладению ребенком 4-5 лет речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.
Таким образом, нами была разработана копилка игр, направленных на речевое развитие ребенка. Их несомненным достоинством является то, что они практически не требуют финансовых затрат. При этом в рамках тематики «Посуда», решая задачи речевого развития ребенка, педагог имеет возможность охватить и остальные четыре образовательные области в зависимости от конкретной образовательной ситуации. Например, расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (предметы посуды, закладывать бережное отношение к окружающим предметам (посуде, осваивать счет (предметов посуды, формировать собственную эстетическую оценку воспринимаемой посуды, в большей степени чайной, закреплять навыки культурного поведения за столом, обращения с посудой.
Игры на развитие лексической стороны речи
1. Назови одним словом.
Цель: формировать обобщающее понятие «Посуда», «Чайная посуда», «Кухонная посуда», «Столовая посуда».
2. Назови предмет.
Цель: обогащать словарь по теме «Посуда».
3. Кто больше назовет?
Цель: обогащать словарь по теме «Посуда».
Ход. Воспитатель бросает мяч ребенку и просит его назвать предмет посуды. Далее ребенок возвращает мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут все свои варианты.
4. Закончи предложение.
Цель: закреплять обобщающие понятия.
Чашка, тарелка, миска, кружка – это …. (посуда).
Вилка, нож, ложка – это …. (столовые приборы).
Кастрюля, сковорода, миска, нож – это ….(кухонная посуда).
5. Узнай предмет по его части.
Цель: обогащать словарь по теме «Части посуды».
Ход. Детям показывают изображения частей различной посуды. Им нужно ответить, к какому предмету посуды они подходят больше всего.
6. Назови часть посуды.
Цель: обогащать словарь по теме «Части посуды».
Ход. С детьми рассматриваются предметы посуды, а потом просят назвать части: носик, крышка, ручка, края, донышко и пр.
7. У каких предметов есть ручка?
Цель: начать знакомство с многозначными словами.
8. Скажи наоборот.
Цель: знакомить с антонимами.
Глубокая тарелка – мелкая тарелка.
Острый нож – тупой нож.
Грязное блюдо – чистое блюдо.
Сковорода тяжелая, а ковш …
Кувшин высокий, а стакан ….
Кастрюля большая, а тарелка ….
9. Что делает?
Цель: учиться подбирать действия к предмету, объекту.
Повар ножом… режет, чистит.
Повар суп в кастрюле …. варит.
Мальчик ложкой суп…. ест.
Мама кастрюлю …. моет, чистит.
Игры на формирование грамматического строя речи
1. Один - много.
Цель: учить образовывать множественное число имен существительных (по принципу «Один – много»).
Одна тарелка – много тарелок.
Один нож – много ножей.
Одно блюдце – много блюдец.
2. Чего не стало.
Цель: учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.
Ход. Вот перед вами стоит посуда, например, кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Нет чего?
3. Какой? Какая? Какое? Какие?
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе.
Нож какой? Острый, металлический, кухонный, опасный.
Тарелка какая? Глубокая, красивая, белая.
4. Исправь ошибку или размытое письмо.
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе.
Красный тарелка.
Острое нож.
Красивый блюдце.
5. Жадина.
Цель: учить правильно употреблять притяжательное местоимение «мой».
Представь, что вся посуда твоя. Ответь на вопросы.
Чья тарелка? Моя тарелка.
Чей кувшин? Мой кувшин.
Чья кастрюля? Моя кастрюля.
6. Пересчитай.
Цель: учить согласовывать числительные с существительными в единственном и множественном числе.
Ребенку предъявляется картинка с изображением нескольких предметов посуды, которые он должен пересчитать.
Одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок.
7. Назови ласково.
Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ложка – ложечка.
Тарелка – тарелочка.
Миска – мисочка.
Нож – ножичек.
8. Скажи, какая посуда.
Цель: учить образовывать прилагательные от существительных.
Тарелка из фарфора – фарфоровая.
Ложка из металла – металлическая.
Миска из пластмассы – пластмассовая.
Разделочная доска из дерева – деревянная.
Нож из железа – железный.
Кувшин из глины – глиняный.
Блюдце из стекла – стеклянное.
9. Хорошо – лучше.
Цель: учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.
У Маши тарелка глубокая, а у Вани глубже.
У Оли нож острый, а у Коли острее.
У Даши сковорода горячая, а у Вимы горячее.
10. Где находится?
Цель: учить правильно употреблять предлоги, выражающие различные пространственные отношения (на, в, за, из, между, перед и пр.).
Ход. Педагог, используя игрушечную посуду, задает детям вопросы.
Где стоит тарелка? На столе.
Где находится сковорода? На плите.
Где стоит розовая чашка. Между голубой и зеленой.
11. Дополни предложение.
Цель: обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов.
Посуда бывает какая?
Что можно делать ножом?
Столовые приборы это….
12. Составь предложение со словами.
Цель: поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.
Составь предложения, используя слова.
Повар, лук.
Мама, суп.
Мальчик, чай, чашка.
Игры на совершенствование звуковой культуры речи
1. Какое слово отличается от других?
Цель: развивать речевое внимание.
Вилка, вилка, пилка, вилка.
Ложка, кошка, ложка, ложка.
Блюдо, блюдо, чудо, блюдо.
2. Есть ли заданный звук в слове?
Цель: учить определять звук в слове, когда звук выделяется голосом и не выделяется голосом.
Есть ли звук «С» в словах: сито, сковорода, нож, скалка?
Есть ли звук «Ш» в словах: кувшин, вилка, ковш?
3. Выбери один из двух.
Цель: осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук.
С: солонка, тарелка.
Ч: чайник, кувшин.
К: кастрюля, ложка.
4. Какое слово самое короткое / длинное?
Цель: учить определять протяженность слов (длинные – короткие).
Какое слово самое короткое?
Ложка, поварешка, нож.
Сахарница, вилка, половник.
Какое слово самое длинное?
Миска, салатник, сковорода.
Мыть, чистить, накрывать.
Игры на развитие связной (монологической) речи
1. Составь рассказ по опорной схеме.
Цель: развивать связную речь, умение строить описательные высказывания, развивать различные виды памяти.
2. Дидактические задания «Составь рассказ по рисунку».
Цель: развивать связную речь, умение строить повествовательные высказывания.