Елена Тихомирова
Презентация для родительского собрания «Развитие устной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу вас сегодня познакомить с развитием устной речи дошкольников.
Слайд 2
Развитие устной речи зависит от сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия, слоговой стуктуры, звукопроизношения, связной речи и словарного запаса ребенка.
Я вам сейчас расскажу о каждой характеристики.
Слайд №3
Фонематический слух
Публикация «Презентация для родительского собрания „Развитие устной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух
Фонематический слух
формируется до 2-х лет.
На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие.
Слайд №4
Фонематическое восприятие
Это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Все это является основой для усвоения письменной речи.
Слайд №5
Слоговая структура слова
Это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации.
Механизм формирования слоговой структуры слова существует самостоятельно; он не связан напрямую с механизмом звукопроизношения.
.
Разнообразие слоговых структур формируется к 3 годам.
Слайд №6
Типы нарушений слоговой структуры слова
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов) :
«кабудка» — конура + будка.
Слайд №7 Звукопроизношение
Процесс производства звуков речи, осуществля-
емый согласованной работой трех отделов
периферического речевого аппарата (дыхательного,
голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной
системы (центрального речевого аппарата).
Правильное звукопроизношение
формируе тся к 4 годам.
Слайд №8
Грамматический строй речи
Это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.
Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых.
Пятилетний дошкольник постепенно овладевает этим процессом. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения. Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.
Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь.
Слайд №9
Связная речь
Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании.
Основная функция связной речи —коммуникативная.
Слайд №10
Словарный запас
1–3 года Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»).
В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.
4–5 лет. В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.
5–7 лет. Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем
составляет около 3000–4000 слов.