Анастасия Федоренко
Проблемы развития музыкальности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные способности у детей проявляются по-разному. У одних – очень рано (уже на первом году жизни) и развиваются очень легко и быстро. У других детей – позднее (в четырёх – пятилетнем возрасте, в меньшей степени - позже) и раз-виваются труднее и медленнее. Раннее проявление способностей не всегда свиде-тельствует об одарённости, так же как и отсутствие проявления таковых в раннем возрасте не всегда является показателем их отсутствия. Известно, что успеха порой добивается не тот, у кого способности выше, а тот, кто имеет силу воли, веру в себя и огромное трудолюбие. Часто задают вопрос: «Стоит ли развивать музыкаль-ные способности ребёнка, если они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если ребёнок в будущем не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необяза-тельно, занятия музыкой помогут развить мышление ребёнка, интеллект, другие его способности.
Публикация «Проблемы развития музыкальности» размещена в разделах
Одной из распространённых проблем, в том числе и у одарённых детей, являет-ся недоразвитость музыкального слуха. Иногда встречается сильный звонкий голос, но ребёнок с трудом осваивает совсем не сложную по мелодической линии песню. Примером недоразвитости слуха может служить и то, как ребёнок на слух опреде-ляет высоту звука. На вопрос, какой звук выше – первый или второй, он отвечает правильно, или может отличить неправильное пение другого ребёнка, но сам не мо-жет воспроизвести мелодию даже в удобном для него диапазоне. Эта проблема лег-ко поддаётся коррекции путём тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого или даже у старшего школьника она часто неразрешима.
Для развития звуковысотного слуха рекомендуются следующие упражнения:
«Гудок» - умение сливаться с голосом взрослого на длинной ноте.
«Дразнилка» - повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные сло-ги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона вверх и вниз
«Точка» - закончить последний (тонический звук) пропетой педагогом мелодии. По-чувствовать устойчивость завершения
«Капельки» - пение на слог «кап» одной ноты, повторяя её много раз (капли дож-дя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Затем необходимо на тон или полтона опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь самостоятельно попевки в интервале - полтона, тон, полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох сильный, полный сброс дыхания.
После совершенствования звуковысотной проблемы следует работать над проб-лемой развития мелодического слуха. Для коррекции подходят следующие упражне-ния:
Учить определять движение мелодии вверх и вниз
Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии
Работать вначале над освоением попевки или песни без текста, на слоги с глас-ными («у», «ю», «я», «е», «и», что укрепляет все виды памяти (слуховую, логии-ческую, двигательную) и автоматизирует вокальную моторику
Отказаться от механических бесцельных повторов запоминания мелодии
К одной из распространенных проблем музыкального воспитания дошкольников относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого зву-кообразования. Часто несформированный навык певческого дыхания является препят-ствием, тормозом в развитии певческого звучания голоса. И наоборот, освоив пра-вильное дыхание при пение, ребёнок легче и с интересом занимается, результат за-нятий становится намного выше.
При постановке правильного певческого дыхания важно помнить, что процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха, и при пении особенно важен выдох, во время которого мы поём. Детей нужно учить с самого начала понять, как правильно ды-шать при пении.
Учимся вдыхать через нос – представим, что наш живот – это шарик, который нам необходимо надуть. На мгновение задерживаем дыхание, не выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его мышцами живота и диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно через рот (на звук «пф») выпускаем воздух, который вдох-нули («шарик нужно сдуть», постепенно втягиваем живот («шарик уменьшается»).
У некоторых дошкольников, в том числе и с хорошими голосовыми данными, встречается так называемая «зажатая нижняя челюсть». При пении она как бы не-подвижна. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте откорректировать этот недостаток упражнениями, которые предполагают пение «на зевке» (с хорошо откры-тым ртом) на гласные («а», «о», «ы», затем на эти же гласные в сочетании с сог-ласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких таких упражнений ребёнок успешно, как правило, справляется с заданием и легко решается проблема, которая с большим трудом поддаётся коррекции (а иногда и не поддаётся) у старших школьников.
Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязатель-но будет положительным.