Татьяна
Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – продолжительный и ответственный период в жизни ребенка, во время которого происходит множество больших и важных изменений в физическом и психическом развитии. В этом возрасте возрастает познавательная активность ребенка, появляются зачатки логического мышления, роль речи в изучении ребенком окружающего мира значительно увеличивается. Умение дошкольников успешно выполнять сложные задания по словесной инструкции показывает высокую степень развития произвольной регуляции.
Публикация «Проблемы понимания речевой инструкции детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема понимания детьми дошкольного возраста речевой инструкции – одна из проблем в современном дошкольном образовании. Многие дети не умеют действовать по заданной инструкции, это не позволяет им успешно выполнять задания и поручения, что приводит к их учебной несамостоятельности и ощущению некомпетентности в выполняемой деятельности, понижению мотивации и самооценки ребенка.
Понимание инструкции дает ребенку возможность ориентироваться в задании, без которой невозможно выполнять его целенаправленно. Так же это влияет на игровую деятельность, которая является ведущей на этом этапе развития. Отсутствие умения действовать по вербальной инструкции мешает ребенку понять правила игры и следовать им, что влечет за собой потерю интереса и отказ этого вида игры, нередко возникают конфликтные ситуации между детьми.
Исследования регулятивной функции речи показывают, что годовалый ребенок может выполнять некоторые простые действия по речевым инструкциям. По данным M. Lewis после года в повторяющимся задании ребенок может исправить свою ошибку, но по данным А. Р. Лурии и других авторов ему это не доступно до двухлетнего возраста.
Ребенок в возрасте 2 – 2,5 лет может исправить свою ошибку, при выполнении инструкции, но при просьбе проговаривать своих действий вслух процесс нарушаются.
В 3 - 4 года проговаривание становится возможным, действия и условные реакции при проговаривании становятся более упорядоченными.
В 4 – 5 лет ребенок упорядочивает свои действия без дополнительных словесных инструкций, ребенок может давать речевую реакцию в ответ на дифференцированный сигнал.
В 4,5 – 5 лет ребенок может выполнять какую-либо деятельность опираясь на сложную инструкцию взрослого, проявляя способность направлять внимание под влиянием этой инструкции. В 5 – 6 лет внимание наиболее устойчиво к активной и игровой деятельности, появляется деятельность по самоинструкции. Эти данные основаны на исследовании развития внимания.
Исследования Г. А. Кислюка показывают, что наиболее просто дети выполняют наглядную инструкцию, но эффективность осознанности и запоминания выше при словесной инструкции.
Рассмотрим более подробно понятие «речевая инструкция».
Словесная (речевая) инструкция – это сформулированное словесное задание, которое способствует большей осознанности ребенком упражнения.
Существует несколько видов речевых инструкций.
Словесная инструкция может быть простая и сложная. К простой относятся инструкции, содержащие в себе смысл выполнения одного простого действия (Например, «дай мяч», «открой дверь»). С сложной относятся те речевые инструкции, которые подразумевают выполнение нескольких действий, они могут быть двухступенчатые («Сначала почисти зубы, потом садись завтракать», трехступенчатые («Возьми в саду лейку, набери в нее в ванной воды и полей все цветы на подоконнике») и тд.
Конфликтная инструкция – инструкция действия которой необходимо выполнять не по порядку, для правильного выполнения требуется предварительный анализ речевых структур (Например, «Позавтракай после того, как прочтешь газету», «Если сейчас ночь, нарисуй круг на белом квадрате, если сейчас день, нарисуй круг на черном квадрате»).
Наибольшие затруднения в выполнении вызывают конфликтные инструкции, так как их выполнение требует предварительного анализа текста данной инструкции, продумывания этапов и очередности выполнения.
Понимание речевой инструкции помогает выполнять задания правильно, дает возможность ориентироваться задании. При понимании инструкции ребенок имеет возможность проанализировать ее, что позволяет избегать ошибок.
Нарушения понимания речевой инструкции, при сохранном слухе, могут быть обусловлены:
- неустойчивым слуховым вниманием, нарушением концентрации внимания;
- невозможностью понимания или его затруднением из-за незнания значений слов;
- несформированностью фонематического восприятия;
- акустико-мнестическими факторами, а именно малым объемом воспринимаемой на слух информации;
- несформированность грамматического строя речи ребенка.
Наиболее актуальна данная проблема среди детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как у детей данной группы наблюдаются нарушения как в экспрессивной, так и в импрессивной речи, снижена вербальная память и продуктивность запоминания, внимание неустойчивое. Дети с общим недоразвитием речи путают последовательность и элементы заданий, забывают инструкцию или выполняют ее неверно.