ирина степанишина
Проблемы инклюзивного образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Степанишина Ирина Павловна
ГБДОУ ЦРР детский сад№23
г. Санкт-Петербург
Проблемы инклюзивного образования в детском саду
Проблема инклюзивного образования на настоящий момент имеет особую актуальность. Это связано с тем, что нормативные документы, с одной стороны, его регламентируют в образовательных учреждениях, начиная от дошкольной ступени, заканчивая высшим образованием. С другой стороны, нет практических рекомендаций по внедрению такой формы образования в существующие учреждения без нарушения хода образовательного процесса.
Публикация «Проблемы инклюзивного образования в детском саду» размещена в разделах
Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его особенностям.
Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование :
- признают, что все дети могут учиться;
- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
- являются частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
У этой формы образования много преимуществ :
- уверенность ребенка в себе;
- общение со сверстниками;
- воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности;
- адаптация и интеграция в общество;
- полноценное образование;
- понимание обществом проблем инвалидов.
Следует отметить, что данные особенности свойственны инклюзивному, а не интегративному образованию. Принципиальное отличие этих терминов заключается в том, что при интегративном образовании ребенок с особыми образовательными потребностями вынужден адаптироваться к требованиям обычного сада. При инклюзивном образовании система сама адаптируется к потребностям ребенка таким образом, чтобы отвечать нуждам и потребностям всех детей без исключения. Здесь принципиально отказываются от терминов «инвалид», «инвалидность».
У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения.
Восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В нашем детском саду, как и в другом подобном учреждении, при введении инклюзивных форм образования детей возникнет ряд проблем :
- недостаток методической литературы для организации полноценного образовательного процесса для всех воспитанников;
- ограниченное количество кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с обучающимися и родителями;
- необходимость расширять штатное расписание с целью увеличения количества узких специалистов;
- неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы.
Таким образом, инклюзивное образование в России стоит только в начале развития, что потребует от педагогической общественности терпения и стремления к самообразованию.
Литература.
1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009.
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании \Под ред. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. – М. : Мозайка-Синтез, 2011.