Светлана Фролова
Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения Земного шара.
Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию каждого ребенка. Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон N 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества.
Публикация «Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский активно работает в инклюзивном пространстве. В дошкольной организации функционируют группы комбинированной направленности, где вместе со здоровыми детьми воспитываются дети - инвалиды и дети с ОВЗ. Организована работа логопункта, где осуществляется коррекционная работа с детьми-логопатами.
В рамках консультационного центра оказывается поддержка семьям, в которых 2 ребенка - инвалида получают дошкольное образование в форме семейного образования.
Основные задачи, которые решает педагогический коллектив в данном направлении, связаны:
- с реализацией права ребенка-инвалида на образование, коррекцией (компенсацией) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- с оказанием психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышением педагогической компетентности родителей.
Педагогическим коллективом созданы условия, позволяющие адекватно действовать в инклюзивном пространстве. Они включают:
• создание особого морально-психологического климата и адаптированную развивающую среду;
• организацию системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями через ПМП консилиум МДОУ, территориальнный ПМПК.
• просветительскую работу с педагогами и родителями;
• налаженное взаимодействие с партнерскими организациями (педиатры Майской амбулатории, педагоги и специалисты Майской гимназии).
Основное правило, которое выработано в дошкольной организации заключается в том, что инклюзивная форма образования касается всех субъектов образовательного процесса : детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их родителей, здоровых детей и членов их семей, всех педагогов и других специалистов образовательного пространства, помощников воспитателя, администрации, структур дополнительного образования.
В первую очередь, педагогическим коллективом создан особый морально-психологический климат, основанный на понимании проблем, нужд ребенка с особыми образовательными потребностями желании ему помочь. Главное место в данной работе отводится педагогу - психологу. Его роль заключается в создании целостной системы поддержки, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
Не менее важным условием сопровождения детей с ОВЗ являются кадровые, т. е., наличие педагогов соответствующей квалификации, имеющих специализированное образование, прошедших обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Инклюзивное образование осуществляется в условиях преемственности работы педагогов и специалистов высшей и первой квалификационной категории: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей групп комбинированной направленности, музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, педагога дополнительного образования по изодеятельности.
В детском саду создана и продолжает обогащаться адаптивная и коррекционно-развивающая среда, позволяющая проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия: кабинет психолога, логопеда, сенсорная комната, медицинский кабинет, зоны релаксации, спортивный и музыкальный залы.
Психолого-педагогическая служба осуществляет и координирует работу через ПМПК консилиум и в круг ее обязанностей входит диагностическая, коррекционная, развивающая работа с детьми, а также постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы.
ПМП консилиум вырабатывает коллективное решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей-инвалидов, готовит документы на территориальную комиссию. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка и его социализацию в детском коллективе.
В МДОУ разработана Адаптированная образовательная. В процессе ее реализации педагоги совместно:
- обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
- выстраивают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития каждого ребенка;
- способствуют гармонизации развития личности ребенка: моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей;
- реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;
- взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.).
Развитие дошкольников с ОВЗ отличается качественным своеобразием. В первую очередь это касается сенсорного развития, так как многие дети с особыми образовательными потребностями не могут самостоятельно получить необходимый чувственный опыт, в этих целях педагоги МДОУ используют:
- сенсорные игры и игровые упражнения на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятии,
- игры в сухом бассейне;
- песочную терапию;
- релаксационные упражнения, беседы и сказкотерапии;
- музыкотерапию;
- упражнения на развития мелкой и крупной моторики;
- самомассаж с использованием мячей с разной поверхностью.
Интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в коллективную образовательную деятельность со всеми детьми ориентирована на успешную социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. Поэтому все эти дети принимают посильное участие во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностям.
Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидами – это выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. И здесь очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Поэтому педагоги МДОУ работают в тесном контакте с родителями, проводят практикумы, включают их в образовательную деятельность, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку.
Особенно эта работа важно для родителей, чьи дети-инвалиды получают образование в форме семейного образования. Помощь от специалистов они получают в рамках консультационного центра МДОУ. Одной из форм сотрудничества с родителями, которые вместе с детьми посещают консультационный центр – это обучение приемам коррекционной работы по развитию познавательной сферы, обогащению сенсорного, эмоционального опыта детей. Результатом взаимодействия между родителями и специалистами является взаимопонимание, когда исчезает напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. В результате такого сотрудничества родители нередко сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей, продумывают игры, интересные задания.
Таким образом, взаимодействие всех специалистов МДОУ в интересах детей - инвалидов и детей с ОВЗ делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное сотрудничество способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития. А активное подключение к образовательному процессу родителей способствует социальной поддержке семье, где растет и развивается ребенок с особыми образовательными потребностями.