Наталья Фролова
Проблемы адаптации студентов к условиям обучения в техникуме
▼ Скачать
Н. А. Фролова
Гжельский государственный университет, Московская обл., пос. Электроизолятор
Проблемы адаптации студентов к условиям обучения в техникуме
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы адаптации студентов к учебе и профессиональному самоопределению в системе СПО.
Публикация «Проблемы адаптации студентов к условиям обучения в техникуме» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Ключевые слова: социальная адаптация, учебно-профессиональная деятельность, координация, профессиональное самоопределение, психологическое саморегулирование.
Введение. Адаптация студента к учебному процессу происходит в сложных открытых системах, обменивающихся обширным нарастающим потоком информации. В этих условиях как никогда важен процесс адаптации студента к учебной деятельности в обществе и личной жизни.
Проблема адаптации студентов к учебной деятельности заключается в том, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.
Процесс адаптации студентов отражает сложный и длительный процесс обучения и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее активные процессы адаптации к новым условиям студенческой жизни происходят на первых курсах [9,с. 229].
С поступлением в учебное заведение связано появление новой социальной ситуации развития взрослеющего человека. Студенты входят в новое общество, которое отличается от школьной системы по своим требованиям, методам обучения и обязанностям, которые должны выполнять студенты. В связи с этим студенты начинают испытывать трудности в обучении, в прохождении успешной адаптации, не могут определять свои цели в жизни, интересы. И не у всех процесс адаптации происходит благополучно. Успешность адаптации человека определяется личностным адаптационным потенциалом [5,с. 187].
Обучение в техникуме — сложный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Студенты сталкиваются с новыми формами и методами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха, сна и питания [5,с. 188].
Нередко студенты поступают в техникумы уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая подготовленность выпускников общеобразовательных школ находится на низком уровне.
Обучение в техникуме относится к категории умственного труда и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач. У студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы. Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к переутомлению, нарушению здоровья в их доклинических формах. Структура и условия учебной деятельности студента, по сравнению со школьной, усложняются [4,с. 106].
В психологической практике существует много практических методов, рекомендуемых к использованию в период адаптации. Одним из них является метод наблюдения за поведением при помощи таблицы квалификации поведения по степени уверенности и агрессивности [8,с. 63] :
Неуверенное
поведение Агрессивное
поведение Уверенное
поведение
Как действующее лицо Как действующее лицо Как действующее лицо
Ущемляет свои интересы
Испытывает чувство душевной боли и беспокойства Ущемляет интересы других
Выражает свои чувства, ущемляя чувства других Доволен собой
Выражает свои чувства
Испытывает чувство удовлетворения
Испытывает чувства неловкости и недовольства собой
Дает возможность другим решать за себя
Не достигает желаемой цели Решает за других.
Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других Может достичь желаемой цели
Делает выбор для себя
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено Как лицо, по отношению к которому поведение направлено Как лицо, по отношению к которому поведение направлено
Испытывает чувства вины и гнева Испытывает чувства обиды и унижения Испытывает чувство удовлетворения
Становление личности студента успешно осуществляется, если в процессе обучения в техникуме формируется система адекватных профессиональных представлений, участвующих в формировании жизненных планов личности, организующих и направляющих ее активность, придающих ей качественное своеобразие, неповторимый индивидуальный и социальный облик [4,с. 108].
Профессиональная адаптация осуществляется путем постоянного привыкания студентов к содержанию и режиму труда, к требованиям и стилю работы, отношениям в трудовом коллективе. Она определяется уровнем овладения профессиональными навыками, формированием профессионально необходимых качеств личности и отражает развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии.
Необходимым условием для быстрой адаптации первокурсника к техникуму является его способность к постоянному и интенсивному совершенствованию, к обновлению и развитию собственных способностей и качеств, что предполагает наличие умений осознавать собственные эмоциональные ресурсы. Помочь студенту войти в социум техникума с минимальными потерями и быстро адаптироваться к его требованиям – одна из задач социально психологического сопровождения студентов на первом курсе [5,с. 190].
В процессе психологического сопровождения, необходимо, относиться положительно и объективно к любому студенту, так как отношение является нормализующей сферой взаимодействия. В студенческом возрасте особенно важно для самореализации удовлетворение потребности в уважении и самоуважении. Человек благополучен, если он уверен в себе, эмоционально стабилен, не омрачен тяжелыми переживаниями [6,с. 107].
Адаптация студента начинается с включения его в единое пространство техникума, специальности, что становится возможным благодаря, формированию уже в первые месяцы обучения индивидуального коммуникативного пространства и, прежде всего, внутри учебной группы. Характер межличностных отношений, складывается с преподавателями и одногруппниками, влияет на адаптационные возможности студента. Установившейся контакт с группой и преподавателями является показателем успешной адаптации [9,с. 230].
Социально-психологическая адаптация студентов к новым условиям обучения, связана с необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления адаптационных проблем и профессиональных трудностей. Профессиональная адаптация студентов осуществляется посредствам постоянного привыкания к содержанию труда. Эффективной адаптации способствует психолого-педагогическое сопровождение и психологическая поддержка студента.
Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным.
Средой адаптации студентов выступает образовательная система техникума в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. Адаптивная ситуация вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает [2,с. 258].
Проведение анкетирования студентов по выявлению творческих интересов, тестирования, контроля, позволяющего предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе, проведение тематических кураторских часов, тесный контакт с родителями, контроль условий и проживания в общежитии, всё это помогает куратору в реализации мероприятий по адаптации первокурсников [3,с. 36].
Подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности, здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности [3,с. 37].
Хорошие традиции, помогающие студентам адаптироваться в новой студенческой жизни и будущей профессии [2,с. 259].
- знакомство с историей техникума;
- включение в учебное расписание кураторского часа, во время которого проводятся мероприятия на различные темы;
-посвящение в студенты;
- встречи с выпускниками техникума;
- знакомство с выпускающими цикловыми комиссиями;
-экскурсии на базовые предприятия, где происходит знакомство первокурсников с их будущей профессией;
- введение аттестации за два месяца учёбы в техникуме, что позволяет проконтролировать адаптацию студентов к новым учебным условиям;
- различные экскурсии, походы, патриотическое воспитание, всё это способствует скорейшей адаптации первокурсников, сплочению коллектива, что немаловажно.
Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов[2,с. 260].
Работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом.
Огромную роль играет психологическая поддержка, причем каждого преподавателя и сотрудника учебного заведения. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в техникуме. Кураторам следует уделить особое внимание на совместную деятельность в группе, так как это способствует объединению и помогает каждому студенту раскрыть себя в той или иной сфере. Нужно приложить немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Индивидуальный подход к каждому студенту должен стать основным принципом работы. [7,с. 25].
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Не стоит забывать, что подросток приходит в техникум на довольно короткий срок – 2-3-4 года и уже имеет установку на получение специальности (профессии). Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями техникума (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия [1,с. 87].
Таким образом, процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в СПО. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется, и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.
Список литературы
Печатные издания:
1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - М., 2019
2. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков. 4-е переизд. доп. Литерт - Свердловск, 2018.- 359с.
3. Иванкина Л. И., Раточка Л. А., Солодовникова О. М. Как помочь первокурснику стать студентом. Методическое пособие и психологический практикум куратора. – Томск: Изд-во ТПУ, 2019. – 38с.
4. Колмогорова Л. А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2018 - 106с.
5. Корякина И. В. Проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения техникума // Общество : социология, психология, педагогика. 2019
6. Лифшиц А. М. Психологическое сопровождение формирование личности студента в средних специальных учебных заведений: Методическое пособие для педагогов-психологов. М: изд-во ИПР СПО, 2018. - 107с.
7. Мельник С. Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, – Студенческий научный журнал Т. 1. № 6, 2018 – 94 с.
8. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2019. № 4 - 56-63с.
9. Постовалова Г. И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М. : Азимут-Центр, 2019. – 229 с.