Линара Казыханова
Проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи деятельности педагога-психолога за отчётный период.
Цель работы - психологическое сопровождение интеллектуального и личностного развития дошкольников, сохранение и укрепление их психологического здоровья.
Задачи:
1. Изучение и создание благоприятных психолого-педагогических условий, позволяющих индивидуализировать учебно-воспитательный процесс для каждого ребенка.
2. Ранняя профилактика и диагностика отклонений в личностном и интеллектуальном развитии воспитанников.
Публикация «Проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
3. Коррекционно – развивающая работа с воспитанниками с особыми возможностями здоровья.
4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей посредством оказания им консультационной, просветительской и психопрофилактической помощи по различным вопросам.
5. Психологическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Приоритетные направления работы.
1. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса детей раннего возраста, повышение педагогической компетентности их родителей.
В рамках данного направления используется программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «В детский сад – с радостью!». Цель программы - создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих будущим воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде. Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Адаптационные занятия включают в себя:
• Приветствие;
• Непосредственно образовательную деятельность (сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, музыкальное воспитание, развитие движений) – чередуются;
• Свободная деятельность;
• Консультации для родителей по актуальным для них вопросам.
С целью изучения успешности протекания адаптационного процесса детей раннего возраста было посещено 47 занятий на первой младшей и второй младшей группах.
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей, не посещающих ДОУ, в рамках Консультативного центра.
Цель работы консультационного центра: оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Работа Консультативного центра осуществляется 1 раз в неделю. В течение учебного года наш центр посетили 12 малышей вместе с родителями. На еженедельных встречах малыши знакомились друг с другом, занимались и играли с нашими специалистами, привыкали к условиям и режиму детского сада. Такая работа важна и востребована, так как постепенное привыкание детей раннего возраста к детскому саду способствует их успешной и безболезненной адаптации в новой социальной ситуации развития.
Наряду с детьми раннего возраста, Консультативный центр уже второй год посещает ребенок с особыми возможностями здоровья. Для него разработано индивидуальное расписание в соответствии с его индивидуальными возможностями. В период с 01.10.2014г по 27.02.2015г. проведено 20 индивидуальных занятий с этим ребенком. Для коррекционно-развивающей работы я использую электронное методическое пособие «Дошкольный клуб. 300 развивающих упражнений. 5-6 лет», отв. редактор А. В. Тарасова, изд-во «Росмэн». Каждое занятие включает: индивидуальную работу по развитию психических функций; упражнения на развитие мелкой моторики рук; игры на развитие логического мышления
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в рамках их подготовки к школьному обучению.
Уровень сформированности школьной готовности выпускников является основным показателем качества деятельности каждого дошкольного учреждения. Подготовка детей к обучению в школе осуществляется как педагогами, так и психологом. Психологическое сопровождение дошкольников осуществляется по программе «Скоро в школу», которая рассчитана на один учебный год и носит развивающий характер. Занятия проводятся групповым способом, 1 раз в неделю, предусматривают последующую индивидуальную работу с детьми. Отдельные занятия требуют предварительной работы с дошкольниками.
В этом учебном году, как всегда, проведена групповая диагностика детей подготовительной группы с целью изучения их психологической готовности к обучению в школе. Результаты данного скрининга представлены в таблице 1.
Уровень готовности Кол-во детей %
Высокий 39 64 %
Средний уровень (норма) 20 33 %
Ниже среднего (группа риска) 2 3 %
Низкий уровень (не готовы) 0 0
Всего 61 100%
4. Коррекционно-развивающая работа по формированию эмоционально-волевой сферы у детей младшего и старшего дошкольного возраста. В рамках этого направления использую методические пособия «Тропинка к своему Я» (Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М., «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюкова С. В., Слободяник Н. П., где представлены подробные занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. Все занятия проходят легко, непринужденно, а значит, обеспечивается комфортное пребывание детей в детском саду. Всего проведено 23 занятия с детьми средних групп, имеющими трудности в эмоционально-волевой регуляции. Коррекционная работа с данными воспитанниками велась по выработке навыков саморегуляции и формированию коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения и агрессии. Данная деятельность очень важна, так как позволяет формировать у ребенка позитивное отношение к сверстникам, способствует развитию сопереживания, развивает навыки социального поведения. Основные методы коррекционных воздействий, используемые в моей практике:
• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, сюжетно-ролевые игры);
• психогимнастика;
• элементы арт-подхода (работа с красками, карандашами);
• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);
• игры и упражнения по развитию познавательных функций;
• игры по развитию психомоторики.
Следует отметить, что работа в данном направлении вызывает у меня некоторые трудности. Во-первых, достаточно трудно отследить результативность коррекционной практики в плане личностной сферы, т. к. положительные изменения происходят не сразу. Во-вторых, необходимо активное участие родителей воспитанников в данной работе, т. е. коррекционно-развивающая помощь должна быть комплексной. К сожалению, большинство родителей считают психолога кем-то вроде волшебника, который по их просьбе за один день превратит их ребенка в самого лучшего и послушного, без их собственных усилий.
Тема самообразования.
В этом учебном году возникла необходимость самообразования по теме «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», т. к. наш детский сад посещают дети с особыми возможностями здоровья. Педагоги и специалисты понимают важность комплексного сопровождения данной категории детей. Моим результатом изучения этого вопроса стала разработка программы психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ. Кроме того, прошла курсы повышения квалификации по теме самообразования. При прохождении аттестации разработала индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с особыми потребностями здоровья. Планирую представить свой опыт по данной теме в следующем учебном году в рамках деятельности СМО педагогов-психологов.
Методическая работа
• Прохождение процедуры аттестации, по результатам – присвоена высшая квалификационная категория, приказ ожидается.
• Входила в творческую группу по разработке программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках муниципального конкурса «Зеленый огонек».
• Оказывала подготовку и психологическое сопровождение участников муниципального конкурса «Умники и умницы», по итогам которого команда нашего ДОУ заняла 3 место.
• Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в объеме 72 ч., ГОУ ВПО «СурГПУ».
• Сентябрь 2014г. публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», (Web -адрес:pedkonkurs@pedkonkurs.ru festival@1september.ru).
Анализ участия в работе РМО педагогов-психологов.
В соответствии с годовым планом работы сетевого методического объединения педагогов-психологов участвовала в следующих мероприятиях:
• консультации специалистов службы ППМС сопровождения по готовности первоклассников к обучению в школе с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
• организационно – методическое совещание СМО педагогов-психологов по итогам работы за 2013-2014 учебный год и планированию работы на 2014-2015 год.
• семинар «Формы и методы сотрудничества педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями учащихся, воспитанников».
• рабочее совещание педагогов-психологов по вопросу определения единого пакета документации.
Экспертная деятельность.
• Являлась членом территориальной ПМПК (осенняя, весенняя сессии).
• Являюсь руководителем выпускных квалификационных работ студентов Автономного учреждения среднего профессионального образования ХМАО— Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», филиал в г. Белоярский.
Выявленные проблемы :
образовательного учреждения: снижение индекса групповой сплоченности психологического климата вследствие смены административного состава. Перед руководством ДОУ стоит одна из главнейших задач – создание благоприятной психологической атмосферы в трудовом коллективе с целью повышения качества деятельности ДОУ и повышения его имиджа в целом.
психологической службы (психолога) : повышение результативности коррекционно-развивающей работы с детьми через активное привлечение родителей и стимулирование их заинтересованности в гармоничном развитии детей.
Пути решения выявленных проблем :
образовательного учреждения:
- оптимальное распределение полномочий;
- методическая поддержка педагогов;
- оптимизация уровня организации рабочей деятельности;
- организация мероприятий, направленных на сплочение трудового коллектива.
психологической службы:
- разработка рабочих программ по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- составление программы эффективного взаимодействия родительской общественности и специалистов ДОУ.
Запрос педагога-психолога на оказание методической помощи в следующем году.
1. По-прежнему актуальным остается вопрос психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья и детей с нарушениями в поведении (гиперактивные, агрессивные, тревожные).
На следующий учебный год ставлю для себя следующие задачи:
1. Продолжать отслеживать адаптационный период у вновь прибывших воспитанников с целью раннего выявления трудностей и профилактики их дезадаптации.
2. Особое внимание уделить коррекционно-развивающему направлению, изучить и использовать новые инновационные технологии как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой и поведенческой сфер.
3. В рамках психопрофилактической работы организовать практико-ориентированные семинары для педагогов с целью повышения их стрессоустойчивости и сплочения коллектива.
27.05.2014г.
Педагог-психолог Казыханова Л. Р.
Заведующий МАДОУ