Екатерина Катышева
Самоанализ деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
А. Шершунович.
Проблема здоровья и его сохранения у ребёнка дошкольного возраста в современном обществе в настоящее время стоит более чем остро. Психологическая безопасность же - важнейшее условие полноценного развития ребёнка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье в свою очередь, - основа жизнеспособности ребёнка, которому в процессе детства приходится решать отнюдь не простые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учится, и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что ни родителям, не педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Публикация «Самоанализ деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
Как показывает статистика, традиционно отдавая дань заботе о физическом здоровье детей, мы зачастую боролись со следствиями проблем, не затрагивая причин, поэтому наши усилия оказывались неэффективными. Душевное же здоровье детей, часто уходит на второй план, его критерии в обыденном сознании весьма размыты, зачастую остаются за гранью внимания и забот, как родителей, так и педагога.
Высшей целью и основным содержанием работы педагога - психолога в детском саду является ребёнок, его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Работа психолога направлена на охрану и укрепление психологического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие. В своей деятельности ставлю следующие задачи:
- содействовать когнитивному и личностному развитию дошкольников;
- отслеживать и преодолевать отклонения в социальном и психическом развитии детей;
- подготавливать и осуществлять преемственность в процессе непрерывного образования;
- поддерживать гармонизацию психологического климата в образовательном учреждении;
- внедрять в практику образования достижения психологической науки;
- разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение строю на таких видах деятельности и формах работы, которые соответствуют возрастным возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников, с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования. Использую авторские программы и технологии, такие как «Психогимнастика в детском саду» Алябьевой Е. А., «Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку» Вачковой И. В., «Арт-терапия в работе с детьми» Киселёвой М. В. которые позволяют организовать непосредственно образовательную деятельность таким образом, чтобы новая информация была доступна для каждого ребёнка и создавала оптимальные условия развития.
Сочетание в работе игровых технологий способствует развитию и коррекции у детей в эмоционально-волевой сфере: снятие агрессивного поведения, страхов, повышенной тревожности, повышение самоконтроля, уверенности в себе; в коммуникативной сфере: нарушение взаимоотношений со сверстниками, нарушение благополучия в семье; познавательной сфере: повышение уровня развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
При проведении диагностической, коррекционной и развивающей работы, использую методические пособия Е. М. Мастюковой «Лечебная педагогика : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии», Н. Н. Павловой и Л. Г. Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений», А. В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и консультирование в детском возрасте», А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», Н. М. Трофимовой «Основы специальной педагогики и психологии», Е. Д. Хомской «Нейропсихологическая диагностика».
В совместной деятельности с дошкольниками, обратила внимание, что многие дети нуждаются в особых технологиях психологического развития, в которых учитывается комплекс не только когнитивных и эмоциональных проблем, но и физических, и соматических.
В работе выделяю технологию сказкотерапии и метод арт - терапии - нетрадиционное рисование. Ведь, одна из задач ФГОС ДО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Сказкотерапия на занятии способствует сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых чувств. Применяя на сказкотерапевтических занятиях нетрадиционные виды рисования, развиваю у детей творческие способности, креативность, воображение и фантазию. Практическая значимость таких занятий заключается в развитии активности личности, формировании жизненной компетентности, укреплении физического и психического здоровья детей, реализации личностного потенциала дошкольника.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка, усваиваются глубокие знания о человеке, его проблемах и способах решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Например, в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой идти на помощь. Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
В форме сказки предлагаю детям решение психологических проблем агрессивного поведения, страхов, одиночества. Сказка помогает детям переосмыслить своё поведение, знакомит ребёнка с житейским опытом. Через повторы в сказке закрепляются чувства, при резком противопоставлении героев происходит сравнение их поступков. Инсценировка сказки позволяет детям не только приятно провести время, но и воспитывает и развивает ребёнка как личность.
Арт-терапия - это технология коррекции и развития посредством художественного творчества, предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом, даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, замкнутостью, нервно – психическими расстройствами предлагаю психогимнастические этюды, в основе которых заложена игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Ребята изучают различные эмоции, учатся ими управлять. Преодолевают барьеры в общении, снимают психическое и мышечное напряжение.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, творческое и креативное мышление, дает полную свободу для самовыражения. При творческом, креативном мышлении важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько окажется полезным определенное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения.
На занятиях придерживаюсь определё нных правил:
- стараюсь не ограничивать фантазию и инициативу ребенка;
- не воспринимаю неудачи ребенка как провалы, наоборот, поощряю за смелые эксперименты и любознательность;
- не жду и, тем более, не требую от детей того, что они должны «соответствовать»;
- не акцентирую внимание на результате, а наслаждаюсь вместе с детьми творческим процессом.
Для себя определила структуру занятий:
Вводная часть состоит из ритуала приветствия, упражнений на создание доверительной обстановки, положительному отношению друг к другу, эмоциональной открытости, внутреннего комфортного состояния ребёнка. Главной задачей является научить воспитанников почувствовать спокойствие и расслабление, наслаждаться ощущениями, запоминать их. Такие упражнения развивают самоконтроль, произвольность. Разминка включает в себя упражнения, которые создают благоприятный эмоциональный фон и повышают мотивацию к занятию).
Содержание основной части зависит от направленности занятия. На психокоррекционных занятиях корректирую познавательную либо личностную сферу. Здесь могут включаться упражнения на развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса, а также формирования определенных личностных качеств: коммуникативность, сочувствие, доброжелательность и т. д.
Психопрофилактические занятия имеют иную специфику. Здесь применяю упражнения, с помощью которых дети могут познавать новые знания и закреплять уже имеющиеся.
Заключительная часть обычно состоит из рефлексии детей, релаксациии ритуала прощания. Релаксация позволяет ребёнку интегрировать ощущения в теле и приобрести мышечное расслабление.
Эффективность работы по укреплению здоровья детей достигается не только усилиями психолога, но и зависит от четкой слаженной работы с родителями и педагогами. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая коррекционная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Анкетирования родителей, показывают, что они мало освещены о том, как укреплять психологическое здоровье ребёнка, как научиться понимать то, что чувствует ребёнок, и как важно дошкольнику на самом деле родительское внимание и забота. Главное, с чем приходится работать - это просвещение родителей дошкольников. В работе с ними использую такие формы работы как: круглые столы, мастер – классы, родительские собрания, семинары-практикумы.
Инсценировку и проблемный анализ использую в случаях, когда родителям необходимо понять, как вести себя с детьми в сложных, противоречащих ситуациях. Что необходимо делать, чтобы понять чувства ребёнка и найти выход из трудного положения.
Техника мастер – классов очень многогранна и позволяет дать практические навыки при воспитании ребёнка.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другие. Поэтому целью работы с коллективом ДОУ становится создание благоприятного психологического климата, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями. Работа с педагогами включает в себя :
1. Совершенствование профессиональных навыков педагогов :
- диагностика профессиональных и личностных качеств педагогов;
- тренинговые занятия профессионального и личностного роста;
- использование в работе интерактивных методов: игр, дискуссий, мозговых штурмов.
- комплекс мероприятий направленный на снижение и предотвращения эмоционального выгорания.
2. Улучшение межличностной коммуникации в ДОУ:
- диагностика и корректировка социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
- семинары, тематические презентации, круглые столы.
3. Повышение активности в работе педагогов :
- практическая помощь в подготовке НОД с детьми;
- консультации по взаимодействию с детьми, находящимися в «особых» условиях.
Осуществляя анализ выполняемых работ, следует вывод, что поставленные задачи - полноценное психическое развитие дошкольника на всех этапах онтогенеза, просвещение родителей дошкольников, создание благоприятного психологического климата в коллективе, условий взаимопомощи при общении с детьми и их родителями мною достигаются. В ходе работы с детьми, педагогами и родителями, создаю условия для реализации воспитания ребенка в дошкольном возрасте, которые являются фундаментом развития в последующие возрастные периоды. Реализованы возможности развития каждого возраста, с учётом индивидуальных способностей ребёнка (интересы, склонности, чувства, увлечения).
Таким образом, в детском саду благоприятный климат для развития ребёнка, а так же оказывается необходимая своевременная психологическая помощь, как детям и их родителям, так и педагогам.