Ольга Никульшина
Организация совместной деятельности педагога-психолога с ребёнком с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройства аутистического спектра возникают в детском возрасте, в разной степени сохраняются на протяжении всей жизни человека и характеризуются качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми.
Публикация «Организация совместной деятельности педагога-психолога с ребёнком с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Именно поэтому ребенок с аутизмом нуждается в специальных условиях в ДОУ. К таким условиям относятся:
Компетентность персонала (знают и учитывают особенности детей с РАС, знают и используют методы, позволяющие развить навыки, устранить нежелательные формы поведения).
Организация среды, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки. Иначе говоря, с одной стороны, нужно направлять усилия на адаптацию ребенка к социуму, а с другой, – адаптировать среду к особенностям и потребностям самого ребенка.
Командная работа (специалисты разного профиля, родители).
Дополнительные ресурсы (малая группа, постепенная интеграция, тьютор и пр).
Для успешной интеграции ребенка с РАС в детский коллектив необходимо пройти несколько этапов:
1. Предварительный этап. Первичный прием.
2. Подготовительный или адаптационный этап.
3. Углубленная диагностика в рамках индивидуальных (игровых) сеансов.
4. Занятия в мини-группе.
5. Занятия в расширенной группе с параллельным частичным включением ребенка с РАС в группу нормативно развивающихся сверстников.
6. Полное включение ребенка с РАС в инклюзивную группу.
Задачи совместной деятельности педагога-психолога с ребёнком с РАС :
• взаимная адаптация аутичного ребенка и специалиста, установление эмоционального контакта;
• расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
• формирование целенаправленных предметных действий;
• построение пространственно-временной структуры занятий;
• коррекция и развитие коммуникативных навыков и познавательной деятельности.
Первым шагом в работе с аутичным ребёнком является установление с ним эмоционального контакта. Основное правило – не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить. Не надо торопиться переходить к другим формам взаимодействия. Важно чтобы ребёнок сначала «обжил» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызвать другого человека на общение. Когда эмоциональный контакт психолога с ребёнком установлен, то необходимо постепенно переходить к игровому взаимодействию с ним.
Успешность совместной деятельности психолога с ребёнком с РАС будет зависеть от правильно организованного учебного пространства. При организации индивидуальных занятий необходимы кабинеты со специально организованным пространством. На первом этапе работы по формированию стереотипа учебного поведения учебное пространство организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от выполнения заданий. Основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. На этом этапе парта или рабочий стол находится непосредственно у стены, на которой закреплена доска. Ребенка сажают лицом к доске, а взрослый находится позади него, осуществляя необходимую помощь. Таким образом, непосредственного социального контакта и коммуникации не происходит, и ребенок полностью концентрируется на выполнении учебного задания. На следующем этапе парта отодвигается от стены, а взрослый перемещается в зону видимости ребенка и занимает положение между доской и партой. На этом этапе социальное взаимодействие усиливается. Ребенок учится перемещать и распределять внимание между учебным заданием и педагогом.
Начало работы по расписанию осуществляется на индивидуальных занятиях. Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.
2. Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.
3. В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения.
4. При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании. Искажение последовательности – недопустимо.
5. Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.
6. Выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.
При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием. После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему. Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы ребенок понял, что он должен выполнить два вида деятельности последовательно. Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последнее занятие было ребенку интересно. Тогда у него будет мотивация для продолжения работы по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий увеличивается, а занятия усложняются. Затем осуществляется постепенный переход на групповую форму работы. Составление и использование расписания на групповых занятиях осуществляется аналогично. Когда сформировался стереотип учебного поведения в малой группе, состоящей из 2-х человек, то ребёнок с РАС может участвовать в групповых занятиях. Что свидетельствует о правильно организованной совместной деятельности педагога-психолога с ребёнком с РАС в ДОУ.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Клиническая и специальная психология» №3 2012
www.psyjournals.ru/psyclin psyclin@mgppu.ru.
2. Методические рекомендации под общей редакцией Манелис Н. Г.
Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 3-8. 16. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. - М. : Просвещение, 1991. 17. Манелис Н. Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы. https://www.pedlib.ru/Books/1/0082/1_0082-1.shtml 18.
3. Манелис Н. Г. Медведовская Т. А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний //Аутизм и нарушения развития. – 2007. - № 2.