Елена Стоцкая
Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе нереализованные возможности в познании окружающего мира. Проблема формирования у дошкольников представлений о нормах этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Самые первые представления о нормах этикета ребенок получает в семье, в детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Чем раньше будет начало формирование представлений о нормах этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоение социально-этический правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Публикация «Проблема воспитания представлений о правилах этикета у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования» размещена в разделах
Как и всякое социальное явление, этикет имеет свою историю. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменением условия жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживается определенных правил этикета, церемониала было необходимым условием, от которого зависела не только карьера, но и жизнь человека. Этикет формировался под влиянием различных факторов, немаловажное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внутренняя политика и многое другое.
Термин «этикет» обособился сравнительно недавно. Сущность данного понятия понимается как, «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «ярлык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает И. Г. Добродомов, «слово этикет обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения».
Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений. И. Н. Курочкина, определяет его, как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражает уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению, приятностью манер и т. д.
В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом рациональностью.
Довольно полно определяются сущность этикета авторы Г. С. Асатрян и Н. Х. Геворнян: «Этикет в целом (речь идет о нормах поведения и связанных с ними представлениях) является одним из внешних проявлений, которые присущи всему комплексу культурного достояния. В силу того, что этикет обладает свойством аккумуляции пережитых народом в процессе ею культурно исторического развития взглядов и опыта, в нем наиболее ярко отражается принадлежащие к различным культурным эпохам религиозно-этические представления». Следует также иметь в виду, продолжают эти авторы, что нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношение к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению, отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры народа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, образовательными программами ребенок в возрасте 3-4 лет должен уметь выполнять:
правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведение за столом);
поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
знание и умение речевого этикета (правила общения к сверстнику и взрослому, значение речевых этикетных формул – приветствие, прощение, выражение благодарности т. д.) традиции правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т. д.).
Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесение нового в традиционный этикет, создание новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесение с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе воспитания у детей представлений о правилах этикета.
Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах И. Н. Курочкиной, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Л. Ф Островской, С. В. Петериной и др. Большинство исследователей единодушны в признании возможности и необходимости раннего приобщение детей к нормам этикета. Исследователи отмечают, что работа в данном направлении должна проводится на основе принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального познавательного развития детей в дошкольном возрасте, активность ребенка как субъекта познания и культуротворчества, научной обоснованности процесса и взаимодействия его субъектов, связи знаний с повседневной социокультурной практикой и др.
И. Н. Курочкиной и С. А. Козловой предложено содержание представлений о нормах этикета доступных для детей. Выделяют три компонента:
представление о нормах и правилах этикета;
представление о способах выполнения норм правил;
представления о роли норма и правил этикета в общении и взаимодействии ребенка с окружающими людьми.
По мнению И. А. Абрамовой, представления о нормах этикета у дошкольников имеет трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит представление о нормативных понятиях, эталонах, нормах этикета, правилах поведения, а также представления о нравственных качеств личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные качества личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральныемотивы, а так же нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, привычку и поступки, то есть реальное выполнение норм и требований этикета.
Содержание представлений о нормах этикета у младших дошкольников :
Когнитивный компонент – ознакомлен с социальными отношениями, моральными качествами людей, в формировании представлений об эмоциях человека. Ознакомлен с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях и т. д). И имеет определенный результат такой как :
выделяет субъекты социального мира;
словесно определяет основные социальные нормы;
умеет дифференцировать основные (базовые) эмоции;
знает правила этикета.
Эмоционально оценочный компонент - направлен на формирование чувства сопереживания, самочувствия. Формирования нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, эмоциональное отношение норм этикета, а так же совместная деятельность со взрослыми и сверстниками и ожидает результат такой как:
эмоционально выражает свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и невербальных средств общения;
доброжелательное относится ко всем детям в группе детского сада, уважительно относится ко взрослым;
элементарно анализировать субьект-субьектные отношение социального мира, дает им эмоциональную оценку;
наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия.
Поведенческий компонент – устанавливается с помощью воспитателя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений, осуществляет выбор нормы правильного поведения в различных ситуациях взаимодействия.
В основных образовательных программ дошкольного образования в той или иной степени отражены задачи, направленные на формирования представлений о нормах этикета. Эти задачи отражены в двух образовательных областях : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Говорится о формировании у детей представления о том, как вступать в общение с взрослыми и сверстниками, как вести себя за столом, каким образом обращается к взрослым и сверстникам. Несомненно, содержание должно усложнятся от возраста к возрасту. Однако анализ показал, что такого содержания не хватает, чтобы сформировать у ребенка систему представлений о нормах этикета и научить ребенка правильному поведению.
Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т. е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации. Младшие дошкольники не могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т. е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.
Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В младшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Младшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям.
Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.
Таким образом, формирование представлений о правилах этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности.