Марина Хегай
Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности человечности, доброты, уважения выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам.
Публикация «Проблема воспитания гуманных чувств в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Гуманность рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
По мнению Т. О. Пономаренко, правомерно рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество - это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств".
В психологическом словаре (под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования. реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».
Гуманность на современном этапе развития науки рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.
Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т. д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого. Все эти качества закладываются в дошкольном возрасте. Главную роль воспитанию этих качеств отводил А. С. Макаренко. Вся его педагогика построена на принципе гуманизма – вера в человека в сочетании с требовательностью.
Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Содержательной стороной гуманных отношений являются качества, складывающиеся на подлинно нравственной основе: доброжелательность, отзывчивость, заботливость, справедливость, внимательность.
Каждое из составляющих гуманности представляет собой единство трех компонентов: знаний о нормах гуманности (когнитивный, гуманных (эмоциональный) и соответствующего поведения (поведенческий).
Проблема гуманных чувств и отношений в последние годы привлекает внимание все большего числа исследователей. Гуманные чувства рассматриваются в философско-этическом, социальном, психологическом и педагогическом аспектах. Достигнуто единство мнений исследователей по целому ряду вопросов, связанных с категорией гуманных чувств и отношений в теории нравственного воспитания.
Наибольшее развитие гуманистических идей наблюдается в эпоху Возрождения. Интерес представляют высказывания ранних социалистов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового человека. Они рассматривают такие гуманные черты личности, как милосердие, внимание к больным, «старейшим», уважение к добрым поступкам в совокупности с другими чертами характера: трудолюбием, щедростью, любовью и др.
На стыке средних веков и нового времени мысли о гуманизме развивал Я. А. Коменский. Он сформулировал ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном отношении к детям. Он первый провозгласил, что «развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.».
Проблема воспитания гуманных черт личности получила свое дальнейшее развитие среде французских просветителей ХVIII века. Созданная Ж. Ж. Руссо новая гуманистическая теория, оказала огромное влияние на пробуждение в обществе интереса к воспитанию детей. Теория Ж. Ж. Руссо отражает взгляды педагогов на воспитание гуманных чувств к людям, «истинной человечности».
Крупный педагог-гуманист И. Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деятельной любви к людям». Он предлагал, в первую очередь, делать детей отзывчивыми, удовлетворять их ежедневные потребности, добиваться того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности составляли любовь и благодеяния, которые надежно бы закреплялись в их сердце.
Гуманизм поздних социалистов - утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна (ХIХ в.) представляет собой качественно новый этап в развитии гуманистической мысли. Подчеркивая доступность и необходимость воспитания нравственных чувств у детей, Р. Оуэн считал важным средством воспитания воздействие на эмоции маленьких детей. В детях от рождения до 5 лет следует воспитывать способность получать удовольствие от того, что они доставляют счастье другим. Он предлагал воспитывать доброту, приветливость, терпимость и другие моральные качества.
Идеи воспитания гуманных начал у детей нашли свое отражение в развитии русской прогрессивной педагогики. В качестве новых явлений в гуманистической мысли Руси Х-ХIII веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств», т. е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких как отзывчивость, чуткость, доброжелательность, чистосердечность. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли ХII века, утверждавшим гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» В. Мономаха, где он сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связанные с красотой природы, человека, с его деятельностью.
Начиная со второй половины ХVIII века гуманистическая мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители русского общества в лице М. В. Ломоносова и других прогрессивных мыслителей, и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой общественных отношений является новая мораль, основанная на гуманном отношении людей друг к другу.
Большой интерес представляют вопросы гуманного воспитания детей в трудах русских революционеров-демократов ХIХ века В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Гуманные чувства они считали социальными чувствами и уделяли им большое внимание.
Воспитание гуманистических черт личности высоко ценил Н. Г. Чернышевский. Он настойчиво пропагандировал воспитание гуманности как одну из важнейших нравственных черт личности, предупреждал против ложного его понимания. Считал, что настоящий гуманизм включает и искреннюю любовь к человеку, и борьбу со злом.
Глубокое уважение к человеку, внимательное и заботливое отношение к нему, готовность по мере своих сил оказать материальную и моральную поддержку в трудную минуту есть самое драгоценное качество личности, которое, по мнению Н. А. Добролюбова, надо воспитывать с дошкольного возраста.
Прогрессивные педагоги того времени Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой восприняли у революционеров-демократов идею гуманизма и справедливо утверждали ее необходимость для успешного решения воспитательных задач. Вся педагогическая система Л. Н. Толстого была построена на уважении к личности ребенка, чтобы не калечить его, а дать возможность свободно развить духовность, его индивидуальность.
Ученица и последовательница К. Д. Ушинского Е. Н. Водовозова считала, что воспитание гуманных качеств в детстве вызывает лучшие стороны души ребенка, учит его любить ближних и принимать непосредственное, живое участие в их жизни. Она советовала одновременно с воспитанием положительных гуманных чувств подавлять дурные желания детей - мучить животных, жадничать, стремиться к собственности.
Гуманизм периода ХIХ-ХХ веков характеризуется распространением и внедрением в массовое сознание нового мышления, в основе которого лежат лучшие прогрессивные традиции всего предшествующего периода. Гуманистическая мысль А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского содержит идеи, положенные в основу современной педагогики - педагогики сотрудничества. Общей темой в работах ученых является идея уважения к ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей, неповторимости личности каждого.
Основной задачей воспитания В. А. Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без которого он не мыслил воспитания нравственного человека.
В современную эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом.
Таким образом, гуманные чувства это комплекс общечеловеческих чувств, воспитание которых способствует становлению гармонически развитой личности. Гуманистические тенденции всегда составляли сущность этических взглядов крупных мыслителей и педагогов; взгляды на воспитание гуманных качеств у детей выдвигались и частично обосновывались как классиками зарубежной педагогики, так и русскими прогрессивными педагогами.