Tамара Пономаренко
Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги!
Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год со своими проблемами, успехами, радостными событиями, эмоционально насыщенной деятельностью, постоянной концентрацией внимания. Все мы знаем, что наша любимая педагогическая профессия сопряжена с множеством различных ситуаций, вызывающих стресс.
Исследования показывают, что в последнее время среди педагогов образовательных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Публикация «Консультация „Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Основными факторами риска труда педагога являются: повышенное психоэмоциональное напряжение; значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; большой объем интенсивной зрительной работы; высокая плотность эпидемических контактов.
Перегрузка в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы нужно обязательно восстанавливаться. И тут же встает вопрос – как это сделать? Как сохранить свое здоровье?
Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что профессиональное здоровье педагога - основа эффективной работы современных образовательных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога. [1, с. 47]
В настоящее время насчитывается около 40 основных определений здоровья. Одним из интересных считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней : это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».(2, с. 12)
Сама по себе специальность «педагог» относиться к профессии типа «человек – человек», а это связано с большими эмоциональными затратами и требует от человека больших резервов саморегуляции и здоровья.
В Большой Советской Энциклопедии слово «эмоции» трактуется как:
«эмоции (от лат. emoveo – «потрясаю, волную», субъективные реакции человека… на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляются в виде удовольствия или неудовольствия».
Существует множество эмоций: интерес, радость, удовлетворение, удовольствие, удивление, горе, страдание, отчаяние, гнев, ярость, ненависть, презрение, испуг, ужас, стыд, пренебрежение, раскаяние и т. д.
Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, т. е. преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к болезни или здоровью.
Поэтому нам, людям педагогической профессии необходимо научиться, в сущности, понятным вещам:
- жить с хорошими эмоциями;
- противодействовать негативным эмоциям.
Эмоции бывают болезнетворные: печаль, грусть, ярость, уныние, страх, озабоченность, обида, отчаяние.
Здоровьесоздающие эмоции: радость, восхищение, интерес, нежность, спокойствие, удивление, удовлетворение, восторг, восхищение.
Так же существуют эмоции и чувства нравственного роста: уважение, жалость, стыд, угрызение, совести, раскаяние, сочувствие.
По убеждению психологов, свои эмоции подавлять нельзя. Подавленная эмоция, утверждают психологи, мстит и может стать началом психосоматического заболевания. Поэтому если мы хотим быть здоровыми, мы должны научиться безошибочно, узнавать свои эмоции. А это даст нам значительный контроль над собой, и, кстати, над своим здоровьем.
Для этого в своей записной книжке на одном листе нужно выписать «эмоции здоровья», а на другом – «эмоции болезни». Это не займет много времени, но позволит установить:
- какие эмоции вас посещают чаще «темные» или «светлые;
- с какими эмоциями вам более комфортно, улучшается самочувствие, поднимается настроение;
-какие эмоции несут тяжелые последствия для вас (болит голова, возникает нервное расстройство, ухудшается самочувствие, возникает чувство усталости, депрессии);
- как часто у вас случаются депрессии, пораженческие настроения, уныние, грусть.
Все это нужно проанализировать, чтобы все знать о себе. Только одно осознание проявлений эмоций уже дает значительный контроль над собой, а следовательно и над своим здоровьем.
Вальтер Шененберг сказал «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам».
Итак, дорогие педагоги для поддержания и укрепления психического и физического здоровья существует огромное количество простых и доступных каждому рекомендаций и советов, рецептов для правильного питания, народных средств для профилактики и лечения самых распространенных заболеваний. Но об этом в следующей публикации.
Уважаемые коллеги!
От всей души поздравляю всех с началом учебного года, желаю здоровья всем вам и вашим детям, родным и близким!
Запомните:
Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший город тот, - в котором ты живешь.
Самая лучшая работа та, – которую ты любишь.
Самое главное богатство – здоровье.
Использованная литература:
1. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
2. Лободин В. Т., Г. В. Лаврентьев, Лободина С. В. Как сохранить здоровье. –ЛИНКА –ПРЕСС, 2005г.