Александр Владимирович Гришин
Проблема педагогических возможностей как средства развития познавательной активности детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, решение задач развития обучающихся должно быть направлено на приобретение опыта в разных видах деятельности, в том числе исследовательской. В практике начального образования обучение детей младшего школьного возраста путем исследований рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Важнейшая задача каждого педагога – позаботиться о создании, поддержании и развитии интереса к процессу познания. Познавательная деятельность является приоритетным условием развития у детей активной жизненной позиции, инициативности, сообразительности и умения самостоятельно преумножать свои знания, ориентироваться в потоке информации. Эти черты личности – не что иное, как ключевые компетенции. Они развиваются у ребенка только при условии систематического включения его в проектную деятельность.
Публикация «Проблема педагогических возможностей как средства развития познавательной активности детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предмет: проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Цель: охарактеризовать педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательной активности обучающихся младшего школьного возраста;
рассмотреть компонентную структуру познавательной активности детей младшего школьного возраста;
охарактеризовать функции проектной деятельности.
Познавательная активность обучающихся младшего школьного возраста выступает основополагающим компонентом в структуре личности, благодаря которому происходит самоопределение обучающегося в образовательном процессе, становление его как субъекта деятельности. Одним из определяющих мотивов учения является познавательная активность. Л. Г. Петерсон в своих трудах изображает проблему развития познавательной активности обучающихся как одну из важнейших проблем современной педагогики. Она показана в качестве ключевого условия формирования потребности обучающихся в знаниях, овладения интеллектуальными навыками, самостоятельности, обеспечения глубоких и устойчивых знаний. Условиями успешности обучения, по мнению Дж. Дьюи, являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность учащегося; связь обучения с жизнью ребенка, с игрой и трудом.
Под развитием познавательной активности понимается процесс перехода при определенных условиях с более низкого на более высокий устойчивый уровень познавательного интереса, характеризующийся набором установленных признаков, при котором происходит «мобилизация всех психофизиологических систем обучающегося, обеспечивающих эффективное восприятие и выполнение определенных учебно-познавательных действий». Неосознанная потребность так и останется потребностью, а осмысление потребности помогает вызвать интерес к предмету.
На основании теоретического анализа мы выявили структурные компоненты познавательной активности, объединяющие все точки зрения исследователей. Компонентная структура познавательной активности детей младшего школьного возраста представляет собой : мотивационный компонент, отвечающий за мотивацию к учебной деятельности; когнитивный, подразумевающий под собой наличие знаний по учебному предмету, наличие познавательных вопросов и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность; деятельностный, определяет способность на основе, знаний и навыков выполнять учебные действия.
Согласно ФГОС НОО обучающиеся младшего школьного возраста должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения обучающийся должен научиться самостоятельно. В новых условиях необходимы методы, позволяющие эффективно организовать процесс обучения, взаимоотношения
между педагогом и обучающимся. В таких условиях исследовательская деятельность обучающихся младшего школьного возраста становится особенно актуальной. Таким образом, обучение детей специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования.
Суть проектного метода заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний. Сегодня, когда результатом образовательного процесса становится не столько определенный объем знаний как таковой, сколько способность применить знания, полученные в различных жизненных ситуациях, то есть их надпредметный характер, актуальность технологии проектного обучения возрастает.
Проектная деятельность является видом самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников и выполняет следующие функции:
технологическую (владение приемами технологической деятельности, включающей элементы конструирования и моделирования);
преобразующую (использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых);
исследовательскую (анализ существующих аналогов, обобщение конкретной ситуации и выбора наилучшего варианта решения проблемы);
программно-целевую ( реализация стратегии проектной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, организация);
креативную (генерирование новых идей на основе обобщения имеющейся информации).
контрольно-регулятивную (реализация тактики проектной деятельности, контроль и оценка ее успешности, осуществление коррекции).
Выполняя требования системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий, а также развитию познавательной активности. Развитие познавательной активности как одной из черт личности в свою очередь оказывает благотворное влияние на всё развитие ученика в целом. Его умственная и нравственная энергия проявляется в поступках, отвечающих его интересам и, благодаря сильным внутренним побуждениям, увеличивает интенсивность всех психических процессов: таких как мышление, воображение, память, воля, и эмоции. Сама деятельность, подкрепляемая радостью познания, наполненная мыслью и поиском, становится более успешной, творческой и продуктивной. Всё это способствует укреплению чувства собственного достоинства обучающегося и повышает степень его вовлечённости в коллектив сверстников.
Одним из самых важных факторов учебного процесса следует признать познавательную активность.
Этот фактор следует рассматривать как цель деятельности, так и как средство её достижения, и как результат.
Таким образом, проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста можно рассматривать как источник получения дополнительной информации по предмету, способ расширения
зоны индивидуальной активности каждого ребенка, средство формирования универсальных учебных действий, компонент проектного обучения, связанный с выявлением и удовлетворением познавательных потребностей детей посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной. Педагогическая цель проектов заключается в создании ситуации для развития познавательной активности и личности обучающихся посредством вовлечения детей в проектную деятельность. Кроме того, реализация проектной деятельности способствует формированию у школьников проектных умений, которые, с одной стороны опираются на
универсальные учебные действия, а с другой стороны – формируют и развивают их.