Юлия Андросова
Проблема художественно-эстетического развития дошкольников средствами искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема художественно-эстетического развития дошкольников средствами искусства (анализ статей)
Введение
В последние годы особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Проблема художественно-эстетического развития дошкольников средствами искусства» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать ознакомление и приобщение дошкольников к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит требование ФГОС к ООП, а именно содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
К. А. Леонтьева представляет свои материалы на тему «Дымковская роспись как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на III Международной научно–практической конференции (Чебоксары). Данная статья содержит краткий обзор особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, связи художественно-эстетического развития с дымковской росписью. В статье изложен опыт практической работы по приобщению детей среднего дошкольного возраста к народному искусству (дымковской игрушке) : методы и формы художественно-эстетического развития, роль дидактических игр, организация развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями. Знакомя детей среднего дошкольного возраста с дымковской игрушкой, необходимо создать в группе детского сада уголок красоты, в котором должны находиться разнообразные предметы декоративноприкладного искусства, подлинные дымковские игрушки, а также поделки, расписанные дымковской росписью. Данные предметы должны находиться в свободном доступе, у детей должна быть возможность брать объекты народного творчества в руки, рассматривать их, что обеспечит интерактивный характер отражения и освоения мира. Несомненно, в средней группе детского сада должен находиться уголок изобразительной деятельности, в котором содержится необходимое оборудование и материалы как для непосредственно образовательной деятельности, так и для организации самостоятельной творческой деятельности детей. А именно: толстые восковые мелки, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, кисти, поролон, печатки, трафареты и многое другое. Кроме этого, с целью приобщения детей к искусству «Дымке» в книжном уголке необходимо создать картотеку иллюстраций по дымковским игрушкам, а также картотеку загадок, прибауток и стихов о «Дымке». В театральном уголке можно создать настольный театр «Царство Дымково». В уголке дидактических игр самостоятельно изготовить игры, созданные специально для знакомства с дымковской игрушкой, например, «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», домино «Дымковские узоры».
С. Н. Обухова в журнале «Начальная школа» представляет свою статью на тему «Эстетическое развитие дошкольника средствами регионального народного и декоративно-прикладного искусства». Программа синтезирует такие виды искусства, как музыка, театр, искусство слова, изобразительное искусство. В контексте программы важно выделить идею знакомства с устным народным творчеством, с особенностями народной музыки, танцев, декоративно-прикладного искусства. Художественно-декоративная деятельность старших дошкольников рассматривается в контексте становления эстетически развитой личности, поэтому в программу включены серии занятий по блокам:«Урал – земля золотая», «Мастера земли уральской», «Секреты Хозяйки Медной горы». В статье представлено занятие-олимпиада «В гостях у Хозяйки Медной горы». Предлагаемый автором дополнительный блок к программе «Синтез искусств» поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации занятий, будет способствовать становлению эстетически развитой личности дошкольника средствами регионального народного и декоративно-прикладного искусства.
Е. В. Оборина представила статью «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства». В статье говорится об актуальности данной проблемы о том, что развитие творческого потенциала, эстетического развитие детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий таких, как
общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства; создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства; создание предметно-развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства; направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства; учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования разных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним можно отнести методы и приёмы, рекомендованные Р. М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи: метод вызывания адекватных эмоций, метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов», метод музыкального сопровождения.
В статье Л. Ю. Кошелевой «Изобразительная деятельность как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» рассматриваются пути эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Актуальность темы связана с острой потребностью современного образования в эффективных средствах эстетического воспитания и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, недостаточностью современных разработок в практике, что обусловлено сложностью психологического механизма творческих процессов. В статье описываются конкретные способы использования изобразительной деятельности как средства развития эстетической культуры детей старшего школьного возраста. За основу работы были взяты взгляды Е. М. Торшиловой, создавшей концепцию эстетического развития ребенка дошкольного возраста. Проводились рекомендуемые Е. М. Торшиловой игровые занятия «Ваза и горшок», «Я как кресло», «Фрукты поссорились», «Я на портрете», включая в них изобразительную деятельность детей как неотъемлемую составляющую.
Заключение
Одним из более мощных средств эстетического развития является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.
Литература
1. Кошелева Л. Ю. Изобразительная деятельность как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста// XL Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск, 2014.
2. Леонтьева К. А. Дымковская роспись как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч. –практ. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 144–146.
3. Оборина Е. В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства // Педагогика : традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 92-94.
4. Обухова С. Н. Эстетическое развитие дошкольника средствами регионального народного и декоративно-прикладного искусства// Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 1-3.