Папки-передвижки

Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Инга Ильичёва
Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати иизображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е. Д. Поленова,И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев,В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которыхвоспитывалось не одно поколение.

Публикация «Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах

Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, савтором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

В дошкольныхучреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д.

Образы,созданные хорошим художником – иллюстратором, — это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Изобразительное искусство — составная часть, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определениюКурочкиной Н. А. — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н. М. Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В. А. Езикеевой,Р. И. Жуковской, В. Я. Кионовой, Т. А. Кондратович, И. О. Котовой, Т. А. Репиной, Е. А. Флериной, А. Ф. Яковличевой и др.). Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, В. Г. Боброва, И. В. Кузьминой,В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки детей, а также результативность детской деятельности и развитиедетского творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова идр.)

Книжная графика (иллюстрация, как вид искусства, её выразительные средства

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического

направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла. Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Способствует развитию интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия

и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

• Становление эстетического отношения к окружающему миру

• Формирование элементарных представлений о видах искусства

Искусство – это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факты, отдельные события, воплощенные художником в образе и истолкованные им, помогают глубже разбираться в реальных жизненных процессах, более пристально всматриваться в окружающий нас мир. Через искусство познается действительность, и посредством художественных образов мы получаем необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека.

Изобразительное искусство – вид простых видов искусств, который предполагает отражение действительности художественных образов с помощью средств выразительности (форма, цвет, композиция, твердость материалов и др.)

Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения,особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное,существенное в изображаемой действительности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство

Графика – это вид изобразительного искусства, который предполагает условную передачу окружающей действительности на плоскости с помощью штрихов, точек, линий, пятен. Окружающий мир передается условно, без прорисовки деталей, с минимальным использованием цвета.

Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики. С помощью этих средств можно не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния, а равно и отвлеченные понятия. Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ.

Графика – действенный инструмент познания и отражения жизни, воспитания широких народных масс и приобщения их к достижениям искусства и культуры. В силу доступности материально-изобразительных средств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка произведения графики получили массовое распространение.

Книга – одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребенок. Происходит эта встреча в самые ранние годы его жизни: детям читают книги и в семье, и в дошкольном учреждении. Книжная иллюстрация дает ребенку ценностные ориентиры не только в понятиях добра и зла, но и в средствах выразительности изобразительного искусства, особым видом которого оно является.

Типы книжек для маленьких детей различны: книжка-игрушка, книжка- образ, книжка-ширма и др.

Книжная графика — иллюстрация (от лат. — прояснять) — это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации состоит в том, что ее образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче — освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения, выступает в синтезе со всеми элементами книги, и главное – с текстом произведения, его сюжетом, жанром и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Образ героя — один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Одним из средств эстетического развития ребенка, является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Таблица 1

Характерные особенности Графика

Главное средство выразительности Однотонный рисунок (линия, штрих, пятно)

Основные красящие вещества Карандаш, уголь, сангина, тушь и т. д.

Основа для изображения Бумага, дерево, металл, камень и пр.

Техника создания Рисунок и печать

Разновидности По технике выполнения:

• Ксилография – гравюра на дереве

• Офорт – гравюра на металле

• Литография – гравюра на камне

По назначению:

• Эстамп – самостоятельная гравюра,

Книжная иллюстрация,

• журнально-газетная графика,

• Промышленная графика,

• плакатная графика

Жанры Пейзаж

Натюрморт

Портрет

Сюжетно-тематическая картина (историческая, батальная, бытовая, сказочная)

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики — рисунка, цвета, композиции книжной страницы. Рассмотрим их.

Таблица 2

Средства

выразительности Книжная иллюстрация

Цвет Цвет в детской книге — главный помощник художника.

Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С. Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника — удовлетворить потребность ребенка в цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Цвет – это не только способ украшения книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, отношения автора к изображаемому. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги.

Рисунок Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Следует говорить о синтетическом воздействии этих средств художественной выразительности. В. Лебедев писал о том, что рисунок в детской книге должен быть рисунком прежде всего понятным, и называл основные его признаки: предметность, конкретность, точность и четкость. Развивая эту мысль, автор приходит к выводу, что в рисунке предмета (его формы) должна быть выявлена функция этого предмета.

Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет еще и конкретностью существования в определенной среде.

В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Рисунок — это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей — новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения — макет.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка (необходимость тактичного применения светотени, перспективы, ракурсов, что вызывается особенностями детского восприятия.

Художественная доступность подразумевает учет трудности понимания для ребенка перспективы.

Особый характер оформления — его наглядность, стройность, занимательность — отличает книжную графику для детей.

Основными средствами выразительности иллюстрации как вида графики являются: линейный рисунок, штрихи, точки, и т. д. При помощи этих средств книжная иллюстрация передает особенности характера и состояния изображаемого объекта.

Композиция Специфической чертой является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутреннее оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка. Композиция в книге играет большую роль. Важна не только композиция отдельных страниц, но и всего макета книги. Рисунки в детской книге тесно связаны с текстом, размещаются рядом с соответствующими строками. Художники избегают сложных ракурсов, тактично применяют перспективу, светотень, выделяют в иллюстрации самое основное, четко строят композицию.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства, иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет,спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не простоуслышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Таким образом, иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен для ребенка, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажи, — рисунок, цвет, композицию, своеобразное использование которых определяет его индивидуальную творческую манеру.

От того, насколько сам педагог знает творчество художников-иллюстраторов, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности, понимает язык книжной графики, а самое главное, от его способности к эстетическому восприятию иллюстрации, будет зависеть уровень понимания искусства иллюстрации детьми, а значит и уровень их эстетического развития.

3. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке. Вначале надо постараться вызвать эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции. Подробней ознакомится с методикой вы сможете книге Н. А. Курочкиной Детям о книжной графике.

Заключение

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, дают простор воображению, побуждают к творчеству. Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.

Публикации по теме:

Рисование песком как средство художественно-эстетического развития дошкольника В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, Единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Взаимодействие семьи и детсада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Взаимодействие семьи и детсада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУСоздание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития детей дошкольного возраста Иллюстрация, книга, развитие, дошкольник, эстетическое развитие. Первый печатный славянский учебник для детей «Азбука» вышел в конце XVI.

Конспект открытого НОД в области художественно-эстетического развития «Одуванчик» в средней группе Конспект открытого НОД в области художественно - эстетического развития в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования.

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Особенности.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по вопросам художественно-эстетического развития и воспитания детей По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 24 июня 2019 в 13:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инга Ильичёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД