виктория калабанова
Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях
Модернизация современного образования привела к глобальным изменениям не только в структурных, институциональных, организационно - экономических составляющих, но и к значительным обновлениям содержания общего образования, которая в первую очередь связана с организацией безопасного поведения в окружающей среде. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в ООН выделена как одна из приоритетных.
Публикация «Проблема формирования безопасного поведения дошкольников в быту в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В исследованиях Л. И. Божович, В. С. Безрукова, А. А. Григорьева, В. Г. Волович и др. указывали на то, что защита личности от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – являются первостепенными задачами в нашей стране (11, 19, 48).
По мнению ученых (К. Ю. Белой, М. А. Скляновой, Л. Л. Тимофеевой, Т. Г. Хромцовой, и др.) недостаточно предусмотрено мер, устанавливающих первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни (8,47, 48, 49).
М. А. Склянова писала: «Главная роль по обеспечению национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию» (47, с. 67).
К. Ю. Белая доказала: «Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия» (8, с. 14).
Проблемы безопасного поведения рассматривались в исследованиях ряда отечественных исследователей (Л. Э. Абдилина, Е. Ю. Медведева, Е. А. Ольхина, Т. Г. Хромцова, и др.) (1, 39,49). Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда и др. Огромную организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) (1, 41). При этом ученые опираются на научные открытия в области формирования безопасного поведения личности, проводимые педагогами, психологами в XVIII-XX в. в. (49).
В работах отечественных психологов (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.) представлены идеи и подходы к проблемам безопасности дошкольников (33). Проблема формирования навыков основ безопасного поведения дошкольников старшего возраста отражена в научных трудах Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, Л. Ф. Тихомировой и др. (2, 7, 24, 48). Однако, качество образования по формированию безопасного поведения детей в быту в исследованиях не отражено.
На современном этапе развития образования проблему формирования безопасного поведения дошкольников в быту по-разному рассматривают ученные в психолого-педагогических исследованиях.
К. Ю. Белая доказала: «Основа человеческого бытия строится на определенных принципах: обеспечение допустимого уровня безопасности в жизни и деятельности с приоритетностью безопасности деятельности по отношению к ее результатам, при этом здоровье есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как оно дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела; жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни есть достояние общества в целом, чем выше ценятся жизнь и здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества» (8, с. 27).
Вместе с тем В. С. Белов рассматривал: «безопасное поведение как сложное и многоплановое понятие, на основе взаимодействующих систем (природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и др., которые требуют обеспечения безопасности, взаимодействующих между собой с позитивными и негативными последствиями с центральным фактором, влияющим на все составляющие системы безопасности, является глобальное взаимодействие в связке «природа-человек-общество», поскольку лишь это взаимодействие определяет в решающей степени перспективы существования жизни на Земле, включая и самого человека» (9, с. 25).
При этом Е. Я. Гаткин, В. Н. Зимонина, П. И. Кайгородов, Г. Н. Олонцева в понятии «безопасного поведения» выделяют следующие базовые элементы: объект опасности; воздействие извне либо в самом объекте, явлении, процессе; свойства системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности (27).
Итак, проблема безопасного поведения многими учеными (А. А. Майер, Л. В. Лысогорова, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др.) рассматривается как феномен культуры в объективной многозначности и многоаспектности (37, 36, 48, 49).
Н. Н. Авдеева писала: «Культура безопасного поведения представляет состояние развития человека, социальной группы общества, характерное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности практической деятельности по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, а культура безопасного поведения дошкольника рассматривается, как совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях» (2, с. 89).
Так как процесс формирования личности уже в дошкольном возрасте происходит под воздействием как социальных, так и культурных (педагогических) факторов, которые осуществляются под воздействием педагогов, родителей, окружающих людей и др., на это в своих исследованиях указывали как психологи, так и педагоги (Т. Н. Доронова, Е. С. Евдокимова, А. А. Майер, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др.) (20, 22, 37, 48, 49). В результате чего в педагогической практике в формировании безопасного поведения детей в быту появились следующие тенденции проявляющиеся в личности: формирования личности склонной к саморазрушению; формирования чрезмерного стремления к безопасности; обеспечения своей личной безопасности. Поэтому на современном этапе развития педагогике и психологии важно сформировать личность способную обеспечить свою безопасность.
Так как В. С. Белов писал: «Личность способная обеспечить свою безопасность, ведет полноценную жизнь, осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупредить и преодолевать опасные ситуации, а это возможно только под влиянием воспитания, основанного на постоянном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка, при этом функция педагогов заключаются во всемерной поддержке его в моменты, когда усилий ребенка не хватает для преодоления трудностей» (8, с. 27).
Однако П. И. Кайгородов доказал: «Формирование оптимального типа мотивации к формированию безопасного поведения связано с развитием системы непрерывного просвещения в этой области» (30. С. 5).
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить то, что формирование безопасного поведения у детей в быту необходимо рассматривать как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. В результате чего большое значение отводится взаимовлиянию, взаимозависимости и взаимообусловленности здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (2, 5, 9).
Так В. Н. Зимонина отметила: «Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья, в результате чего установлено отсутствие в педагогике целостного знания о сущности культуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико- технологическом обеспечении данного процесса» (27, с. 107).
Значимость формирования безопасного поведения у дошкольников в быту рассмотрено в исследованиях таких ученых, как В. Н. Мошкина, М. А. Склянова, Л. Л. Тимофеева, Т. Г. Хромцова и др. (40, 47, 48, 49).
А. И. Садретдинова утверждает: «Культура безопасного поведения представляет сложное интегральное качество личности, включающее в себя совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях» (45. с. 409).
Т. Г. Хромцова считает: «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье, при этом у ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом, ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми, умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице» (49, с. 45).
На основе выше изложенного можно отметить, формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту принадлежит к педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, и должно быть положено в основу построения интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование дошкольников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций (23).
В. Н. Мошкина дает следующее определение: «Культура безопасного поведения представляет собой процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого конструктивного взаимодействия людей с защищённостью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов, а сам процесс формирования безопасного поведения рассматривается как компонент общей культуры» (40,с. 65).
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что в современном обществе формирование безопасного поведения является важной задачей в процессе формирования активной и защищенной личности, способной оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в конкретных условиях. Кроме того, в связи с изменениями условий жизни личности, с возрастанием модернизации общества, происходит изменения правил безопасного поведения, которые усложняются и требуют повышенного изучения и обучения им дошкольников.