Надежда Епифанова
Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, речь является важнейшей психической функцией человека, наряду с памятью, вниманием, мышлением, восприятием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче и точнее он высказывает свои мысли, лучше познает действительность и активнее строит взаимоотношения с окружающими детьми и взрослыми.
Но, к сожалению, на сегодняшний день количество детей, имеющих нарушения различных компонентов языковой системы, не сокращается. Что неизбежно приводит школьников к трудностям овладения родным языком. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями.
Публикация «Приёмы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи,» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для того чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые технологии. Помимо применения мультимедийных установок, компьютерных логопедических игр, в своей работе я стараюсь делать акцент на индивидуальном и дифференцированном подходе. Так как большинство детей в гимназии, посещающих логопедические занятия, имеют разную степень нарушения фонематических процессов (тонких дифференцировок фонем, операций со звуками речи, большое внимание в коррекционной работе уделяется именно этому направлению. Далее я приведу несколько примеров используемых в работе с детьми коррекционных приемов. В основном, данные виды работы проводятся в игровой форме и лаконично вписываются в общий сюжет логопедического занятия.
1) Игра «Внимательные ушки».
Цель: развивать фонематическое восприятие на уровне звука, слога и слова с постепенным усложнением.
Инструкция: «Если услышишь звук [в], хлопни в ладоши. Если услышишь любой другой звук - топни».
Звуки: [в], [р], [а], [в], [ф], [в], [к], [в], [в’], [л], [в].
Слоги: [ава], [ла], [ви], [уво], [ву].
Слова: вагон, лето, картофель, удавы, свет, дрова.
2) Дидактическое упражнение «На картинку посмотри и слова распредели».
Цель: развивать фонематическое восприятие и дифференциацию оппозиционных фонем в умственном плане.
Пример инструкции: «Я буду показывать картинки. Ваша задача, не называя слово, распределить картинки в два столбика: в один – со [в], а в другой – со [ф]».
3) Игра «Шифровщики» (чаще используется на гласные).
Цель: научить детей выделять в слове гласные/согласные звуки.
Инструкция: «Я буду называть вам слова. Вы записываете в тетрадь только гласные/согласные звуки в каждом слове».
Слова: каша (а а, кукла (у а, ложка (о а, окна (о а, пирог (и о, мыльница (ы и а, крышка (ы а).
4) Игра «Посчитаем слоги».
Цель: развивать слоговой анализ слов.
Инструкция: «Я буду называть слова. Ваша задача посчитать в них количество слогов и поднять нужную цифру».
Слова: дятел 2, корова 3, дым 1, мост 1, утка 2, журналы 3, паровоз 3, речка 2.
5) Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов».
Цель: развивать слоговой анализ и синтез слов.
Инструкция: «Прочитайте задание на карточках. Вам необходимо составить слова из перепутанных слогов».
6) Игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: обучить дифференциации звуков на слух.
Инструкция: «Я кидаю мяч и называю слог со [д], ваша задача кинуть мне мяч и назвать слог со [т] и наоборот».
Слоги: да (та, ут (уд, дэ (тэ, там (дам, од (от).
7) Дидактическое упражнение «Работа с графическими схемами».
Цель: развивать звуковой анализ слов.
Инструкция: «Я буду показывать вам карточки. Придумайте слово, подходящее под каждую схему на карточке».
8) Игра «Собери слово».
Цель: развивать фонематический анализ и синтез слов.
Инструкция: «Выдели первый звук в названии каждой картинки и сложи из этих звуков новое слово».
Данные приемы и упражнения позволяют не только достичь дидактических целей, на которые они направлены, но и повысить уверенность школьника в себе, улучшить его самооценку и быстрее включить ребенка в коррекционный процесс.
(Поварёнкина Надежда)