Лариса Ермакова
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми.
(Автор Т. Н. Новикова-Иванцова)
Работа посвящена развитию речи у детей с алалией, аутизмом, ДЦП, синдром Дауна, после кохлеарной имплантации, афазией.
2 слайд Таблица
Работа с неговорящими детьми должна быть в системе, чтобы организовать эту систему надо понимать все звенья этой системы.
Итак, чтобы ребё нок заговорил необходимо:
Публикация «Система коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми» размещена в разделах
1. Предметная деятельность (которую обеспечивают психологи, дефектологи, воспитатели, родители).
2. Говорящий социум (он есть у ребёнка т. к. живёт ребёнок в семье, смотрит телевизор, посещает различные заведения).
По всем законам ребёнок, имеющий эти 2 условия должен заговорить, но он не говорит. Причины могут варьировать от умственной отсталости до функциональной незрелости.
Ранее считалось, что алалия обусловлена поражением ЦНС в период внутриутробного развития или в период раннего развития (до года). Значит в коре головного мозга должен быть какой-то субстрат: новообразование, гематома, киста ит. д. Но, как показывает обследование, на сегодняшний день с диагнозом алалия только 2% детей имеют эти явления, а у остальных детей мозг «чистый», но при этом они не говорят. Новикова отмечает, что у этих детей нет координации т. е. они могут, посмотрев на педагога попытаться сделать губами артикуляцию звука, могут кричать (есть голосоподача, сделать выдох, но всё одновременно выполнить не могут.
Чтобы выстроить коррекционную работу с такими детьми авторы обратились к онтогенезу. И выяснили, что гуление – это явление биологическое, оно возникает у всех детей (глухих, слепых, умственно отсталых). По гулению нельзя определить национальность ребёнка, т. к. по своему окрасу оно у всех одинаково. А дальше идёт лепет – это явление социальное. Лепет возникает, когда у ребёнка есть говорящая среда. В лепете уже есть интонация, ритм, звуки, которые присуще каждому языку. Лепетные цепочки сначала однородные и очень длинные (папапапапапапапа, дадададада, затем цепочки становятся неоднородными, но такими же длинными (какакакак…мА). Чем неоднороднее они становятся, тем ближе мы к слову. И вот, в какой то момент эти цепочки становятся очень короткими. Если есть короткие цепочки слогов со сменой согласных, это уже прообразы слов (вававава – да, ва….да, ва….да, вада). Потом из этой цепочки рождается слово, которое переходит в предложение.
И к 2-м годам у ребёнка есть фраза. Если в 3 года ребёнок не говорит, мы должны понимать: нет общения – не развивается мышление, следовательно формируется вторичная умственная отсталость и в 5 лет она уже есть!
Чтобы цепочка слогов превратилась в слово она должна иметь интонационный окрас, ритмику и ударение!
Т. о обращаясь к таблице на слайде мы видим приоритетное положение ритмико-мелодико-интонационной организации языковой системы. Этот блок имеет отношение ко всем разделам и языковым явлениям. Это основа всей языковой системы. Интонационная и ритмическая работа в норме формируется незаметно и примерно до года, мах 1,5 г. потом этот канал захлопывается. И возникает вопрос, куда укладываться слогам, словам, если нет базы (ритма и интонации). Поэтому работа по этому разделу является базовой, основной. Причём в нашей речи есть разные ритмы, разные по структуре слова и с разной ударностью. Она проникает во все разделы коррекционной работы.
Составными частями коррекционной работы является язык (это средство общения) и речь (это способ общения, они связаны между собой и существовать друг без друга не могут.
В языке реализуется наша мысль, для её реализации существует 4 кода:
1. Фонематический код (здесь формируется сама артикуляция и умение различать звуки (в норме овладевают к 3 годам).
2. Лексический код (система ассоциаций).
3. Грамматический код (грамматика, связь слов в предложении).
4. Синтаксический код (код формирования фразы, а значит связной речи. На свет фраза появляется линейно, начинается с глагола, поэтому глагол должен быть вариативен т. е. должен притягивать к себе много других слов).
Эти языковые коды мозговой локализации не имеют, поэтому, чтобы была мысль нужна работа всего мозга, все его отделы.
Т. о. мы видим, что язык не имеет своей локализации, а речь имеет локализацию, а реализуются они только друг через друга (как кассета – язык и магнитофон – речь. Сам магнитофон не заиграет, пока в нег не вставять кассету).
Как мы видим по таблице вся система работы строится исходя из этих 2-х взаимоотношений языка и речи.
Педагог, обходными путями делает то, чем обделила природа наших детей. Мы формируем основу для появления этих языковых кодов.
Итак, во втором блоке работа ведётся по основным трё м направлениям: лексика, фраза, связная речь.
Овладение лексическим кодом это показатель мыслительной деятельности. Новикова говорит о том, что все слова в нашей памяти связаны ассоциативно:
1. Парадигматически (способность подбирать слова разных частей речи, тогда формируются новые связи и новые слова).
2. Синтагматически (подбор слов одной части речи).
Практика.
Напишите в столбик 3 слова: лес, собака, красный.
А рядом подпишите слова, которые приходят на ум сейчас же.
Если вы написали 3 слова одной части речи (в каждой паре лес-дерево, красный-синий, собака-кошка, то у вас синтагматический тип мышления, как у детей и вы находитесь на этапе формирования абстактного мышления. Если вы написали лес-гулять, собака-бежит, красный-яблоко, это парадигматический способ мышления и вы находитесь на этапе абстрактного мышления.
Новикова говорит о том, что формировать лексику мы должны по синтагматическим и парадигматическим связям, а не по лексическим темам, как происходит традиционно.
Теперь рассмотрим приёмы работы по данной методике.
1 направление –работа над РМИ организацией языковой системы.
Чтобы проводить эту работу нам необходимы карты ритмов.
3 слайд Ритмы
Всего 6 карт с ритмами: зая, коза, курица, кит, собака, попугай.
Все ритмы имеют количественную и качественную характеристику. Первым делом учим детей делать замочки.
1. Один
2. Много
3. Дифференциация ОДИН-МНОГО.
4. Громко.
5. Тихо.
6. Дифференциация ГРОМКО-ТИХО
7. Ритм «Зая»
8. Ритм «Коза».
9. Дифференциация «Зая – Коза».
10. Соотнесение слов с заданным ритмом. И т. д.
Каждому ритму соответствуют 5 мелодий, которые вводятся на этапе производства звука (1 блок). Далее в эти ритмы мы начинаем вкладывать гласные звук первого ряда. Для этой работы нам необходимы символы звуков по Фомичёвой.
4 слайд символы Фомичёвой
Практика.
Пение звука А, У.
Параллельно с этой работой вводятся упражнения по вызыванию звукоподражания и работы с ритмами.
5 слайд Попевка «Это утка».
Практика. Попевка «Это утка».
Когда вводится согласный звук начинается работа над слогами. На необходимо иметь:
Для детей: наборы линеечек с кнопками.
6 слайд Линеечки с кнопками
Для педагога:
1. Схемы для отработки слогов.
2. Картинки слоги по Фомичёвой.
7 слайд Схемы для слогов
8 слайд Парные картинки по Фомичёвой
Практика. Введение звука М – Мотя. Т – стучат колёса. Пение.
Эта работа предваряет работу над словом. Нам нужны:
1. Классификация типов слов по А. Г. Марковой.
2. Карты с картинками для каждого класса.
9 слайд Карта для работы над словом.
Практика. Работа с картой на магнитной доске с магнитными фишками.
Когда у детей накапливается определённый словарный запас начинаем работать над фразой.
Новикова рекомендует начинать работы с манипуляций с игрушками.
1. Будем называть игрушки (составление их др. за др. и складывание их в коробку). Мы назвали все игрушки.
2. «Возьми». Будем брать игрушки. Вы взяли все игрушки.
3. «Положи». Будем складывать игрушки. Вы сложили все игрушки.
4. «Возьми». Будем говорить и выполнять. Мы с Васей будем говорить, а вы-выполнять.
5. «Положи». Теперь мы с Олей будем говорить, а вы – выполнять.
6. Будем находить игрушки. Логопед показывает одну картинку, называет и предлагает детям найти соответствующую игрушку.
–Миша! – Найди игрушку.
- Кто? – Вместе: миша! – поставьте на стол!
Вы правильно нашли все игрушки.
7. Будем находить картинки! Логопед показывает игрушку, называет и предлагает найти соответствующую картинку. – Зая! Покажите картинку! – Кто? – Вместе: зая!. Положите на стол. Вы нашли все картинки.
Пособие в 3-х частях «От слова к фразе».
10 слайд Пособие «От слова к фразе».
В данном альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному многократному упражнению детей и построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употребление её в речи.
Для этой работы берутся ранее усвоенные названия шести игрушек: кошка (киса, мишка (миша, петух (петя, заяц (зая, поросёнок (хрюша, кукла (ляля). На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идёт, бежит, сидит, спит, едет, плывёт, летит.