Галина Пименова
Методическая разработка «Природоохранные акции»
▼ Скачать + Заказать документы
Природоохранные акции
Данная работа является методическим материалом по эколого–биологическому образованию.
1. Содержит практический материал по формированию у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Проведение экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т. д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность и т. д.
Публикация «Методическая разработка „Природоохранные акции“» размещена в разделах
Представляет собой опыт работы автора и может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Автор – составитель:
Пименова Галина Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Тисульский детский сад№4», Структурное подразделение Урюпинский детский сад, конспекты разработанных природоохранных акций.
Девиз:
«Только вместе,
только дружно,
помогать природе нужно!»
Одной из интересных форм работы с детьми по экологическому воспитанию является проведение экологических акций. Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Задачи:
• формировать познавательный интерес,
• коммуникативные способности,
• гуманистическое отношение,
• эстетическую отзывчивость,
• привитие трудовых навыков.
Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зелёные насаждения, особенно в крупных городах, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой.
Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Ведь не обязательно муравейник разрушен хулиганом и варваром, его может разворошить и любознательный ребенок и подержать в руках птенца может любой малыш, нашедший гнездо и он преисполнен в этот момент добрыми чувствами.
Мной разработаны следующие акции: «Берегите первоцветы», «Птицы прилетели», «Елочка – живая иголочка», «Покормите птиц зимой», «Волшебница – вода», «С каждого по зернышку».
Цель этих акции – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе.
Природоохранные акции разработаны для детей старшего дошкольного возраста.
Результативность применения природоохранных акций
Для детей:
Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения.
Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями.
Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о мире природы.
Для педагогов:
Понимание экологических проблем и причин, их порождающих.
Участие в реальной деятельности по сохранению улучшению окружающей среды.
Взаимодействие с детьми на основе личностно - ориентированной модели воспитания.
Для родителей:
Повышение уровня экологической культуры и информированности взрослых.
Налаженное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности по экологическому воспитанию.
После участия в акциях родители и дети начинают смотреть на проблему сохранения планеты по-другому, с позиции людей, которые могут предотвратить загрязнение окружающей среды, уберечь от вырубки ёлочки, помочь птицам пережить зиму и т. д. Дошкольники задают много вопросов, с интересом слушают рассказы о природе и участвуют в экспериментах.
Экологическая акция «Птицы прилетели».
Цель: расширение и обогащение знаний о птицах.
Задачи:
• закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
• учить детей доброте,
• воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц,
• вызвать желание заботится о них, наблюдать за ними, делать для них гнездовья.
Объект: птицы
Участники: сотрудники + дети + родители
Этапы проведения акции:
Подготовительный:
• Подобрать и изучить художественную литературу.
• Подобрать иллюстрации с изображением птиц.
• Изготовить атрибуты для сюжетных и театрализованных игр.
• Оформление предметно-пространственной среды по теме недели.
• Подготовить запись с голосами птиц, подготовка презентации «Перелётные птицы».
• Подготовка выставки «Пернатые друзья».
Организационно-практический
Формы работы с детьми:
• Беседы на тему «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Знаем ли мы птиц?»
• Знакомство с особенностями птичьих «домиков», (природных и изготовленных человеком)
• Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, журавль, сова, скворец, кукушка).
• Просмотр презентации «Перелётные птицы».
• Дидактические игры: «Голоса птиц», «Это что за птица?», «Кто во что одет?», «Три среды обитания», «Зимующие – перелётные», «Кто где живёт», «Логический экран».
• Чтение художественных произведений по теме недели.
• Рассматривание наборов картинок «Птицы», «Птицы средней полосы»
• Художественное творчество:
Рисование «Жаворонки-весняночки», «Сова и филин», «Уточка»,
Аппликация «Сказочная птица»
Конструирование из бумаги,
Лепка из соленого теста «Птичка»
• Подвижные игры «Собачка и вороны», «Воробушки и автомобиль», «Воробей», «Птички и кошка», «Совушка-Сова», «Воробей», «Цапля и лягушки».
• Наблюдение за птицами на кормушке, за птичьими следами на снегу, подкормка птиц.
• Отгадывание загадок про птиц.
Формы работы с родителями:
• Консультация «Как научить ребёнка заботиться о птицах».
• Оформление вместе с воспитателями выставки «Пернатые друзья».
• Помощь в подкормке птиц (семечки и крупы)
Аналитический
• Конкурс рисунков детей «Мы друзья птиц!»
• Изготовление книжек-самоделок о птицах.
• Проведение выставки «Птички – невелички».
Экологическая акция «Берегите первоцветы»
Цель: активизация работы по развитию у детей экологической культуры, привлечение внимания детей к проблемам охраны и защиты растений – первоцветов.
Задачи: расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.
Объект: первые весенние цветы
Участники: сотрудники + дети + родители
Этапы проведения акции:
Подготовительный
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Разработка плана реализации проекта
- Разработка дидактических игр, пособий
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
- Анкетирование родителей
Организационно-практический:
• Решение «экологических ситуаций»
• Чтение художественной литературы о первоцветах: Андерсен «Подснежник», Борис Цвейга «Цветы»…
• Составление таблицы природных зон.
• Составление схем к правилам поведения в лесу.
• Дидактические игры «Найди по описанию», «Что растет в лесу, на лугу, болоте…»
• Этические беседы с использованием экологических сказок.
Аналитический:
• Создание красочного альбома о первоцветах.
• Развлечение «Берегите первоцветы».
• Проведение выставки «Весенний букет» из бросового материала.
Экологическая акция «Елочка – живая иголочка»
Цель: Формирование и накопление нравственно-ценностного опыта отношения к миру на примере объекта живой природы – ели, привлечение к природоохранной деятельности.
Задачи:
• Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – ели через стихи, загадки, художественно – продуктивную творческую деятельность.
• Дать детям знания о ели – дереве красавице наших лесов, о ее связи с животным миром.
• Учить рисовать ель, передовая особенности строения, развивать навык рисования хвои концом кисти.
• Познакомить с плакатами и листовками, как особым видом рекламы.
• Воспитывать желание защищать природу.
• Создавать настроение радости от совместно выполненной работы.
Объект: дерево ель
Участники: сотрудники + дети + родители
Этапы проведения акции:
Подготовительный:
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Разработка плана реализации проекта
- Разработка дидактических игр, пособий
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
- Анкетирование родителей
Организационно-практический:
• Рассказ о ели
• Викторина «Что мы знаем о ели?».
• «Что такое плакат?»
• Беседы с детьми об истории празднования Нового года, о роли новогодних елочек.
• Беседа «Как себя чувствует срубленная елка».
• Беседа «Лесные друзья елочки».
• Составление карты распространения елей по территории Российской Федерации.
• «Жалобная книга природы»
• Игра «Хорошо – плохо». Что хорошего и плохого в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки в дом.
• Рисование «Елочка и ее лесные друзья».
Аналитический:
• Изготовление плакатов «Берегите елочки».
• Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».
• Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.
Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».
Задачи:
• расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни,
• продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
• закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
• воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними,
• испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Объект: птицы
Участники: сотрудники + дети + родители
Актуальность:
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году. Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Этапы проведения акции:
Подготовительный
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Разработка плана реализации проекта
- Разработка дидактических игр, пособий
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
- Анкетирование родителей
Организационно-практический: через беседы, познавательные занятия и наблюдения дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
• Какие птицы прилетают на кормушки?
• Ищем птичьи следы, сравниваем со следами животных, человека. (Следы птиц похожи на крестики)
• Как птицы передвигаются по земле? (Воробей – прыгает, голубь – делает частые шаги, ворона – редкие шаги)
• Как птицы летают? (Как выглядят во время полёта – иначе чем на земле; летают потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха)
• Когда птицы бывают заметны? (На снегу, в небе; садясь на ветки становятся менее заметными)
Аналитический:
Изготовление кормушек
Изготовление книжек – самоделок о птицах нашего края
Подбор стихов о птицах
Придумывание загадок о птицах
Оформление групповой «Птичьей книги»
Выпуск экологической газеты «Покормите птиц зимой»
Разгадывание кроссвордов о птицах
Составление семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах.
Экологическая акция «Волшебница – вода»
Цели: Привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Объект: вода в доме и в природе.
Участники: воспитатели+ дети.
Этапы:
Подготовительный:
- Сбор и анализ литературы по данной теме
- Разработка плана реализации проекта
- Разработка дидактических игр, пособий
- Подборка иллюстративного материала.
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
- Анкетирование родителей
Организационно-практический:
• НОД «Это волшебная вода», «Где живет вода?», «Почему воду нужно беречь?»
• Рисование: «Портрет воды», плакат в защиту рек и воды.
• Экологические сказки о воде.
• Загадки о воде и ее разных состояниях.
• Дидактические игры: «Вода не вода», «Найди кто живет в воде»
• Подвижные игры: «Мы капельки», «Мы живем в воде»
Аналитический:
Оформление газеты «Давайте беречь воду!»
Экологический досуг «Берегите воду».
Экологическая акция «С каждого по зернышку».
Цель проведения акции:
активизация работы по охране зимующих птиц
Задачи:
-воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться птицах, наблюдать за ними,
испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
-расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам холодное время года;
Объект: птицы
Участники: сотрудники + дети + родители
План мероприятий экологической акции.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация в нетрадиционной технике «Зимующие птицы»
«Птичья столовая»
Рисование «Птичий базар»
Лепка «Птичка на ветке»
Рассматривание картины «Дети кормят птиц зимой»
Речевое развитие
Игры – диалоги «Как птицы живут зимой»
Ситуативные разговоры «Кто прилетал к нам на окошко»
«Кто обедал на кормушке»
Познавательное развитие
Наблюдение за воробьями
Наблюдение за птицами в кормушке на участке
Социально – коммуникативное развитие
Ролевые игры»Семья»
Физическое развитие
П\и «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»
«Ворон», «Воронята», «Птичка», «Чижик» и др
Работа творческой мастерской для детей
Изготовление кормушек
Макет «Птицы на дереве»
Конкурс
На лучшую поделку из бросового материала «Птички- невелички»
Список литературы
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. М. : Воронеж: «Учитель».-2006.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (4-7 лет). – М. : Вака. - 2007.
Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Программа развития. – М. : ТЦ Сфера. - 2004.
Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез. -2003.
Селихова, Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи (5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез. -2006.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез. - 2006.
Рыжова, Н. А. «Волшебница вода». – Москва. - 1997.
Рыжова, Н. А. «Наш дом – природа». – М. : ООО «Карапуз-Дидактика».- 2005.
С. Шустов Растения лесов, полей лугов и болот. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.
С. Шустов Птицы наших лесов и полей. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.
С. Шустов Бабочки и их друзья. Удивительный мир насекомых. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.
С. Шустов У воды и под водой. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.