Татьяна Николаевна Никитина
Методическая разработка «Проектная технология»
▼ Скачать +Заказ
"Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь".
Китайская пословица
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от способности обучающегося к совершенствованию своих знаний и опыта, гибкости его мышления, активности человека, способности добывать знания самостоятельно. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону образования. Принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск новых средств и методов обучения приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий проектной и исследовательской деятельности обучающихся направлено на формирование у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Значимость проектной технологии заключается в том, что она ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой путём самообразования. В настоящее время актуальными являются две разновидности проектирования : проектная деятельность обучающихся (метод проектов) и педагогическое проектирование.
Публикация «Методическая разработка „Проектная технология“» размещена в разделах
Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность обучающегося – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. В процессе работы над проектом каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, используя для этой цели знания из разных областей (коммуникативные и информационно-технологические умения, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие обучающихся и преподавателя между собой и в проектных группах, возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Работа над проектом позволяет педагогу выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Не менее важно то, что активное включение участника проекта в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Всё это развивает чувство ответственности обучающихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю преподавателя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.
В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает такая новая педагогическая технология как проектная деятельность. Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".
Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя
• интеллектуальное и нравственное развитие личности,
• формирование критического и творческого мышления,
• умения работать с информацией.
Цель образовательной системы - формирование функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.
Задачи проектной деятельности :
• Формирование навыков поиска, анализа и систематизации информации по заданной теме;
• Развитие самостоятельности учащихся, обучение планированию и совместной коллективной деятельности;
• Развитие воображения и творческого мышления и артистических способностей;
• Обучение навыкам грамотной научной речи, оценочной самостоятельности.
Для организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимы знания типологии проектов и классификации проектов по ведущему методу деятельности.
Применяя предложенную типологию проектов, можно условно определить следующие признаки:
По методу, доминирующему в проекте :
• исследовательский;
• творческий;
• игровой;
• информационный;
• практико-ориентированный.
По характеру координации:
• непосредственный;
• со скрытой координацией.
По характеру контактов:
• внутренние;
• региональные;
• международные.
По число участников:
• индивидуальные;
• парные;
• групповые.
По продолжительности проведения:
• краткосрочный - (разработан на нескольких занятиях);
• среднесрочный - (от недели до месяца);
• долгосрочный - (от месяца до нескольких месяцев и более).
Предложенная классификация учебных проектов по ведущему методу деятельности применима к любой предметной области, например биология, химия и др. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли” : определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т. д.).
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. д. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Информационно-поисковые проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации обучающегося, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т. д.)
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение группой учащихся какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Этапы работы над проектом
1-й этап – мотивационный
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2-й этап – подготовительный
Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные вопросы главы. Стали собирать информацию.
3-й этап. Информационно – операционный
Здесь идет реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4-й этап. Оценочный
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Итоги проекта
В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы в виде презентации с применением ИКТ. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
6. Подготовленный продукт проекта может быть представлен Портфолио, т. е. это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Итак, проект – это “шесть П” :
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио.
Важное правило проекта : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. И всё же, в педагогическом проектировании, в создании учебного проекта роль педагога доминирующая. Он является энтузиастом, повышающим мотивацию обучающихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели, и руководителем в вопросах планирования (определение проблемы, концепции, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы, координатором всего процесса.
Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
Содержание учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому такая школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы для обучающихся с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
По словам П. П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве можно предложить школа ребенку с ограничениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка школы для обучающихся с ОВЗ, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя требуются большие усилия для поиска направлений творческой деятельности ребенка с ограничениями в умственном развитии, чем, например, от учителя гимназии, лицея. Есть и ещё одна проблема у педагога такой школы, решение которой сопряжено с морально - этическим аспектом публичной деятельности ребенка: не будут ли сверстники бурно реагировать на явные оплошности учеников специальной школы, на их простоватость, непохожесть, странноватость.
Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограничениями в развитии очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.
Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа для обучающихся с ОВЗ берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы: ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка, максимально повысить возможность интеграции в общество детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии, открыть для них реальные социальные перспективы. По нашему мнению, школа должна являть модель современного общества с его сложными экономическими отношениями, так как для детей с серьезными ограничениями в развитии школа зачастую - единственный способ получить образование, ориентацию в сложной структуре жизненных ценностей, наконец, осознать свои возможности и перспективы.
Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников школ для обучающихся с ОВЗ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом.
Теоретические концепции Д. Дьюи (американский философ, психолог и педагог) послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингском метода проектов. В России эти идеи первым реализовал С. Т. Щацкий.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т. е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.