Надежда Агеева
Природа и ребенок. Из опыта работы во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(Из опыта работы в во 2-й младшей группе) Воспитатель МБДОУ д/с №3 «Рябинка» г. Инза Антошкина Н. П.
Природа и ребенок.
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. ФГОС предполагают: изменение подходов к воспитательно-образовательному процессу через организацию адекватных возрасту форм детской деятельности. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. На основании целенаправленного наблюдения за деятельностью детей в игре, в НОД, в самостоятельной деятельности была определена цель :Создание в группе условий для экологического воспитания и для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Природа и ребенок, Из опыта работы во второй младшей группе» размещена в разделах
Цель и задачи :
1. Формирование представлений о свойствах неживой природы (вода, снег, воздух, песок, камень).
2. Формирование представлений о природных явлениях (ветер, солнце).
3. Расширение представлений о взаимосвязи и происходящих явлениях природы.
4. Формирование представлений о свойствах и качествах предметного мира (бумага, древесина, ткань).
5. Знакомство со способами исследования объекта.
6. Формирование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, мышление.
7. Развитие любознательности и познавательной мотивации.
8. Воспитание желания к экспериментальной и опытной деятельности.
Содержанием работы по экологическому воспитанию младших дошкольников является :
1. Ознакомление детей с природой. 2. Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы, целевые прогулки. 3. Трудовая деятельность в природе. 4. Связь с воспитательно-образовательным процессом, музыкальные праздники, проектная деятельность, экологические досуги, конструирование из природного материала.
В младшем дошкольном возрасте использую методы:
1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.
2. Целевые прогулки в природу.
3. Игры – экспериментирования.
4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.
5. Организация игровых ситуаций.
6. Образные игры - имитации.
7. Чтение детской природоведческой литературы.
8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.
9. Беседы с детьми на экологические темы.
10. Просмотр фильмов о природе.
11. Наблюдение за трудом взрослого в природе.
12. Экологические досуги и праздники.
13. Проектная деятельность.
14. Театрализованная деятельность.
15. Продуктивная деятельность по экологической тематике.
С детьми мы постоянно устраиваем походы в природу :Наблюдения за деревьями в разные времена года,наблюдения за живым обьектом –кошка. собака,наблюдения за снегом,водой. воздухом и т. д. Эффективным методом являются целевые прогулки,проводим их в пределах территории детского сада. Проводим мини –опыты со снегом,льдом,воздухом,землей. на прогулке дети решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Какой он снег?». В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности. Зимой наблюдали, как растет в воде лук, какой длины выросли корни и перышки у нашего лука. Также наблюдали за превращением снега в воду и наоборот - воды в лед. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные. Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю дидактические игры. В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению. Экологические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек», «Угадай по описанию»,», «Кто что кушает» учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Использую сюжетно-ролевые игры, которые направлены на закрепление знаний и навыков о природе. Например, при организации игры «Зоопарк» закрепляем знания о животных, условиях их жизни и особенностях питания. Для расширения и углубления знаний по экологическому воспитанию, для ознакомления детей с природой использую иллюстративно-наглядный материал.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Например,мини – проект: «Наше солнышко»,»Дикие и домашние животные».
Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.