Соболева Ольга Викторовна
Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Публикация «Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами множество проблем, среди которых наиболее актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья всего населения, а особенно подрастающего поколения. Ведь не зря же гласит народная мудрость: «Здоровые дети – это здоровая нация»
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества.
В настоящее время число дошкольников с проблемами в здоровье не сокращается, а наоборот увеличивается. По данным официальной статистики 17, 3 % детей старшего дошкольного возраста могут считаться абсолютно здоровыми, 29,4 % имеют функциональные отклонения, а 53,3 % страдают хроническими болезнями, при этом утверждается что здоровье современных дошкольников тесным образом связано с их образом жизни существенно влияющего на рост, развитие и функциональные возможности организма (малоподвижный образ жизни, чрезмерное увлечение просмотром телепередач, компьютерными играми, недосыпание, форсированная подготовка детей к школе).
Кроме того, в современных реалиях на состояние здоровья детей влияют многие негативные тенденции, а именно: снижение уровня жизни в целом по стране; снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития; недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей; неправильная ориентация семейного воспитания; увеличение числа неполных семей; неэффективные технологии воспитательно – образовательного процесса, некомпетентность педагогов в вопросах укрепления и сохранения здоровья.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения на 50% определяется образом жизни и лишь на 10% — уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% — наследственными факторами, на 20% — состоянием окружающей среды.
Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний о правилах здорового образа жизни, как средства сохранения и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этом возрасте идет интенсивное становление функциональных систем организма, развитие органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, создаются предпосылки для формирования стойких положительных привычек.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.
Следовательно, процесс приобщения к здоровому образу жизни нами рассматривается как социализация дошкольника, подготовка его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанная на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
В современном дошкольном образовании существует множество разнообразных форм организации педагогической работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, которые эффективно работают в дошкольных учреждениях, но к сожалению, не входят прочно в жизнь воспитанников в условиях семьи. а, следовательно, не становятся достоянием человека.
Поэтому нам педагогам необходимо создать все условия для того что бы наши дошкольники активно переносили предложенные в детском саду как традиционные, так и нетрадиционные формы приобщения к здоровому образу жизни в свою повседневную жизнь.
Следовательно, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни должно вестись легко и ненавязчиво, увлекательно и интересно, всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.
Одним из компонентов здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим.
Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития.
Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Каждый день человека должен начинаться с утренней гимнастики. Во всех детских учреждениях принято по утрам делать зарядку, но не все дети с энтузиазмом в ней принимают участие, так как делать однообразные упражнения не всегда интересно. Кроме того, по результату опроса родителей выявлено, что практически ни в одной семье не испытывают потребности в выполнении утренней гимнастики дома.
С этой проблемой нам помогают справиться всеми горячо любимые сказки. При составлении сказки для гимнастики необходимо помнить о правильной структуре зарядки, о времени ее проведения, дозировки упражнений, чтобы избежать переутомляемости малышей.
Для того что бы дети полностью погрузились в сюжет, можно подобрать сказочные костюмы ведущему, детям или использовать сказочный персонаж в виде куклы, иллюстрации, включить музыку.
Весь порядок упражнений очень важно продумать заранее и выстроить в виде сказочного сценария, например, представить комплекс упражнений как прогулку на природе, где нужно просто идти по узенькой тропинке, взбираться в гору, затем быстро сбежать с нее, переплывать речку, ехать на велосипеде. При этом можно все так же встречать разных животных, которые бегают, прыгают и шагают, в свойственной, для них манере.
Со временем у воспитанников появляются свои любимые сказки, старшие дошкольники активно стремятся попробовать себя в роли ведущих.
Сказочные утренние гимнастики нашли огромный отклик не только у детей, но и у их родителей. Такая зарядка прочно вошла в жизнь наших воспитанников и не только в дни посещения детского сада, но и в домашних условиях.
Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Для того что бы такие занятия стали одними из любимых нами организуются различные путешествия: в космос, пустыню, на Северный полюс, где детей ждут различные подвижные игры, эстафеты, испытания требующие выполнения тех или иных упражнений,
Нельзя забывать и о проведении физкультурных занятий на свежем воздухе, где ребята могут познакомиться с разнообразными в зависимости от времени года зимними и летними спортивными играми: хоккей, катание на лыжах, футбол, баскетбол и др.
Так же для знакомства дошкольников со спортом будут уместны беседы, рассказы, видеоролики об особенностях того или иного виде спорта, об олимпийских играх, об знаменитых спортсменах и их достижениях, которые вызовут в детях не только чувство гордости, но и желание стать такими же ловкими и сильными.
Данные формы и методы работы помогают приобщить дошкольников к спорту, который возможно будет сопровождать их всю последующую жизнь.
Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются в медицинские учреждения за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в четыре раза меньше и болеют в два раза реже, чем люди, спонтанно занимающиеся, и в три раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
Еще одними из популярных форм организации двигательной активности являются корригирующая гимнастика и гимнастика после сна в сочетании с дыхательными упражнениями. Такие формы организации будут привлекательны для детей если включить негромкую классическую музыку. Представить, что мы маленькие медвежата, которые проснулись после зимней спячки, или пчелки, почуявшие аромат цветка, при этом поясняя детям для чего они выполняют то или иное движение, упражнение, зачем ходят по массажным коврикам, тренируют дыхание. Главное необходимо помнить, что двигательная активность должна быть в меру и сочетаться с рациональным отдыхом.
Таким образом, организация увлекательного для детей двигательного режима зарождает в подрастающем поколении инстинкт радости в движении, который сохраняется на всю жизнь.
Нельзя не обратить внимание на закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Выделяются следующие виды закаливания: закаливание воздухом, закаливание водой, закаливание солнцем. Важно, чтобы желание закаливаться стало серьезной потребностью человека, а удовлетворение этого желания – составной частью его образа жизни. Умывание прохладной водой, босхождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию здорового образа жизни. При этом важно, чтобы дети понимали для чего они это делают.
Немыслим здоровый образ жизни без такого компонента, как личная гигиена. Для того что бы выработать привычку мыть руки перед едой, после посещения санузла, содержать свое тело и одежду в чистоте, актуальность приобретает использование педагогом художественного слова, посещение умывальной комнаты вредного микробика, который очень радуется грязным рукам и готов поселить в человеке множество разных болезней или грязного зайчика с больным животиком, который не понимает почему он так часто болеет. Такая организация гигиенических процедур позволяет понять необходимость их выполнения для сохранения собственного здоровья.
Еще одним немаловажным компонентом здорового образа жизни является борьба с вредными привычками не только характерных для детского возраста, но и с такими как курение, наркомания, употребление алкоголя, а в нашем случае их предотвращение.
Принято считать, что в дошкольном возрасте рано говорить о подобных привычках, но мы считаем, что это мнение ошибочно. Всем хорошо известно изречение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Не редко дети, играя в сюжетно-ролевую игру «Семья» демонстрируют поведение своих родителей, где папа или мама приходит с работы, закуривает сигарету, открывает бутылочку пива, при этом ребята в таком поведении не видят ничего зазорного.
Кроме того, практикой доказано ребенок в дошкольном возрасте более восприимчив к подобной информации, чем даже ребенок школьного возраста, особенно в подростковом.
В реализации данного направления наибольший воспитательный эффект имеют беседы с использованием презентаций доступно демонстрирующих как пагубное влияние вредных привычек на здоровье и жизнедеятельность человека, так и положительные от их отсутствия. Как говорится: «все познается в сравнении».
Следующий, особенно популярным в современных реалиях среди населения компонентом здорового образа жизни выступает рациональное сбалансированное питание.
Дошкольники с удовольствием путешествуют по стране «Витаминия», посещают различные волшебные города: «А», «В», «С» в которых соответственно живут витамины А, В, С. В них ребята увлекательно узнают пользу этих витаминов, в каких продуктах содержатся, что произойдет если их не будет хватать в нашем организме, и что случится, когда их станет очень много. Посетив город «Вреднючка», дети выясняют какие продукты можно считать вредными, а в городе «Хороших манер» познакомятся с правилами приема пищи. А в Больничном городке им поведают о том, что может случиться от переедания, от употребления острой пищи.
Хочется отметить, что бы все усилия педагогов в дошкольных образовательных учреждениях по приобщению своих воспитанников не были кратковременными и прочно вошли в их повседневную жизнь на протяжении всего жизненного пути необходимо активное участие родителей.
Нельзя конечно недооценивать просветительскую работу, организованную в ДОУ с семьями воспитанников в виде консультаций, бесед, наглядной информации в раздевальной комнате о режиме дня, о пользе физических упражнений, но все же на наш взгляд наибольшую эффективности имеют активные формы взаимодействия: совместные гимнастики и беседы, дни здоровья, соревнования и эстафеты, экскурсии, походы, прогулки, спортивные игры
Итак, систематическая работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни является одним из приоритетных направлений в деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Данная деятельность позволит не только укрепить здоровье наших воспитанников, но и будет способствовать воспитанию волевых и нравственных качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания, создаст у них мотивацию и стремление быть здоровыми.