ирина рубанова
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме самообразования „Приобщение детей к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Здоровье – она из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным : бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играя с ребятами во дворе, не болеть.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место для человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*подвижные и спортивные игры;
*самомассаж;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами : счетными палочками, пуговицами, платочками и т. д.
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Массаж глаз.
- проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика.
- дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения
Для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориенты
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
*Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
*Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
*Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазками;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребенка.
Выполняем с детьми упражнения для релаксации.
Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер- самолет», «Росток».
Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы».
Оздоровительные силы природы.
Имеют огромное значение для здоровья детей :
- Регулярные прогулки на свежем воздухе;
- Солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- Аромотерапия;
- витаминотерапия
Г. А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды).
Через занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. На прогулках дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия» - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.
С нового года в планах предложить родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки будут висеть в спальне, где спят дети. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.
Мы создаем радостное общение с природой.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.
Запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Запах крапивы уничтожает бациллы.
Букеты из веток березы, сосны родители будут приносить, и сами ставят их в приемной для очищения помещения (букеты и в сухом виде очищают воздух).
-Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
-Личная гигиена;
-Проветривание;
-Влажная уборка;
-Режим питания;
-Сон;
-Правильное мытье рук;
-Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
-Обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах;
-Ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Для закрепления у детей навыков Основ здорового образа жизни в нашей группе, были проведены следующие занятия:
«С утра до вечера»
Программное содержание:
А) познакомить детей с распорядком дня
Б) закрепить понятие о значимости режима дня
В) воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.
2. «Красота тела и души»
Программное содержание:
А) научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Б) раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты;
В) показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
3. «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»
Программное содержание:
А) познакомить детей с правилами ухода за зубами;
Б) объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
В) воспитывать желание иметь красивые зубы.
4. «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Программное содержание:
А) обучить основным правилам поведения ребенка с незнакомыми взрослыми;
Б) сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
5. «Правила поведения на улице»
Программное содержание:
А) Знакомство с правилами безопасности ребенка на улице;
Б) сформировать умение применять правила безопасного поведения на улице и в различных жизненных ситуациях.
6. «Понятие осторожности и опасности»
Программное содержание:
А) опасность огня – нельзя играть со спичками и с огнем. Нельзя трогать газовые краны (у плиты). Нельзя включать в сеть электроприборы;
Б) правила поведения при пожаре (знание номера пожарной охраны – 01)
В) опасность на природе: не бросаться камнями, нельзя дразнить животных, нельзя брать в руки и рвать режущие растения и нельзя брать в рот плоды неизвестных растений.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Для родителей оформляем рекомендации, советы:
Предлагаем папки- передвижки;
Проводим анкетирования;
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей!