Марина Столярова
Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни,
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Приобщение старших дошкольников к книжной культуре через произведения детских писателей Самарской области» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика, область, край. Список городов
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
Читательская биография современного ребёнка начинается, как правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Дошкольный возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность. Прививая любовь к произведениям детских писателей в эти годы, мы помогаем ребёнку приобретать первоначальные знания об окружающем мире и познать себя в нём, выработать навыки, привычки, характер, сформировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Через книгу ребёнок начинает различать понятия о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости, учится сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли не только в устной, но и в письменной речи.
В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают большими возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития растущего человека. В библиотеках создаётся среда для развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения.
Современные дошкольники разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искажённом виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Поэтому необходимо в детях с малых лет формировать творческого читателя. Воспитание дошкольников как читателей призваны наряду с детскими библиотеками, прежде всего – семья и дошкольные учреждения.
Современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. Многие родители не знают новинок детской литературы и о них сложно говорить, как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Нечитающие родители – воспитывают нечитающих детей. Самоустранение от руководства чтением в современной семье наблюдается из-за недостатка знаний о пользе чтения вслух, о значении домашних библиотек, о необходимости чтения детской литературы разных жанров для воспитания детей творческими читателями. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума.
Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как будущего читателя играют первостепенную роль. Одним из направлений является и педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры при формировании личности маленького читателя. Возрождение семейных чтений – это деятельность, которая окупится высоким результатом – воспитанием талантливого читателя, в будущем социально значимой личностью.
Библиотека становится центром читательского развития детей дошкольного возраста, выступает как основной социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. На помощь детской библиотеке приходят партнёрские отношения с дошкольными учреждениями. Воспитатели дошкольных учреждений помогают формировать первоначальные представления о детском книжном мире, закладывают основу культуры чтения дошкольников. Работа осуществляется в этом направлении в совместной деятельности с семьёй и дошкольными учреждениями. В её основе – воспитание творческого читателя-дошкольника с расширенным кругом читательских интересов.
Наше дошкольное образовательное учреждение работает в тесном взаимодействии с детской библиотекой, семьё й: подбор детской литературы; посещение тематических мероприятий, проводимых детской библиотекой; совместная разработка и реализация детских исследовательских, творческих проектов; создание среды для формирования будущего читателя; осуществление работы в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
С 2020 - 2021 уч. г. наше СП является окружной опорной площадкой по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями детских писателей Самарской области через различные виды детской деятельности».
Свою работу по данному направлению деятельности мы начали с постановки цели: приобщить дошкольников к книжной культуре, через произведения детских писателей Самарской области, создание единой системы работы между ДОУ, семьёй, участвовать в воспитательно значимых проектах и программах федерального, регионального, муниципального и т. д. уровней.
Задачи: - познакомить детей с творчеством и биографией писателей Самарской области;
-формировать устойчивый интерес к художественной литературе;
- развивать интерес к библиотеке;
- способствовать развитию речи, памяти, внимания;
- повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книжной культуре;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
Работа построена на основе разработки и реализации долгосрочного проекта по теме опорной площадки. Мы познакомились с биографией и творчеством поэтов и писателей Самарской области, подобрали произведения в соответствии с возрастом детей. Например, в средней группе знакомим детей с произведениями Г. М. Цыплёнковой, Н. И. Подлесовой, в старшем дошкольном возрасте – В. И. Беспалова, Н. В. Агафонова.
В соответствии с направлениями Рабочей программой воспитания структурного подразделения: познавательное, социальное, патриотическое, трудовое, физическое и оздоровительное, этико-эстетическое, нами были распределены произведения писателей. Составили план работы, в котором определили различные виды детской деятельности, работа с семьёй, педагогами других групп, сотрудничество с детскими библиотеками города и области.
Работа с детьми: знакомство с творчеством, биографией, содержанием произведений, чтение, беседы, заучивание наизусть стихов, образовательная деятельность в интеграции, создание книжного центра, картотеки игр по произведениям Самарских писателей, лэпбуков, книжки-малышки руками детей, различные виды театрализованной деятельности, КВН, викторины, квест-игры, различные игры и развлечения.
Работа с семьё й: анкетирование, консультации и рекомендации, памятки, совместное посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, совместное изготовление атрибутов, игр по произведениям.
Работа с педагогами: обмен опытом на семинарах, консультации, тренинги, игры и упражнения, мастер-классы, совместное создание электронной библиотеки.
Работа с детскими библиотеками : посещение мероприятий, электронная библиотека.
Приобщение дошкольников к книжной культуре невозможно без организации предметно-пространственной среды в группе. В соответствии с планом работы периодически пополняем центр книги произведениями поэтов и писателей Самарской области, книжками-малышками, созданными детьми и родителями; атрибутами к театрализованным играм и центра физкультуры; аудио-книги; лэпбуки по произведениям авторов; подбираем и вносим настольные, развивающие дидактические игры по речевому развитию, а также необходимый материал для детского творчества.
Нами используются такие инновационные технологии, как:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «Лэпбук»;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения.
Продолжая работу над долгосрочным проектом по опорной площадке мы стремимся научить детей слушать и понимать художественный текст, расширить эмоционально – оценочная лексику, улучшить объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, внимательного отношения друг к другу, умение проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку, развивать личность и интеллект воспитанников, стремимся к творческому развитию детей, включая каждого в процесс воспитания, ориентируясь на высокий результат.
Итогом своей работы планируем создание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями детских писателей Самарской области.
Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов по приобщению к книжной культуре и в воспитании дошкольников!