Елена Галактионова
Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории малой Родины, музыкальному искусству Донского края, воспитании чувства гордости за свою семью, народ, Родину. Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Основные задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
— обладает установкой положительного отношения к миру;
— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
-это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции
- это возможности всестороннего развития ребенка
– это радость общения
- радость творчества и сотворчества
-радость самовыражения
- радость раскрепощения и взаимообогащения.
На казачьем фольклорном празднике присутствуют разнообразные виды искусства Донского региона : литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, казачий фольклорный праздник является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для того, чтобы уверенно идти по жизни, ставя перед собой цели, и достигать их.
Уже много лет в нашем дошкольном учреждении создаются условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре. Реализуя программу «В краю Тихого Дона» знакомство дошкольников с фольклорным материалом возможно не только на музыкальных занятиях, но и кружковой работе.
Моей целью является создание условий для приобщения детей к Донской музыкальной культуре, казачьим традициям и ценностям, развитие музыкально-творческих способностей.
Всю нашу работу мы выстроили на следующих принципах:
• учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
• обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
• уважение к личности каждого ребенка:
Региональный музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и развитию, а так же развитию творческого воображения. наших воспитанников. Для всех возрастных групп составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов народного календаря. В планах имеются казачьи сказки, фольклорные казачьи песни, современная музыка и песни Донских композиторов, загадки, заклички, казачьи народные игры, колыбельные песни, потешки, сценки народного казачьего театра. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, образовательной, в режимных моментах.
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
* развивать интерес к культурным традициям Донских казаков;
* развивать интерес к казачьей народной и авторской музыке: песням, танцам, хороводам, переплясам, инсценированию песен;
* Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
* знакомить детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
* Освоить старинные детские игры, обогащая речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
* через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря знакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников;
* привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к казачьим национальным традициям.
Донской фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности.
1. Слушанье и восприятие
2. Пение сольное и ансамблевое
3. Народная хореография
4. Фольклорные игры
5. Игра на народных инструментах
6. Казачий народный театр.
Слушанье и восприятие
Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и посещают концерты казачьих коллективов, работающих в народном жанре: фольклорные казачьи ансамбли «Любо!», «Атаманцы»г. Новочеркасск,фольклорные коллективы г. Ростова, г. Аксая,концерты ДШИ (наши бывшие выпускники д/с).
Пение сольное и ансамблевое
Песенный репертуар наших праздников разнообразен. В репертуаре много песен разных жанров (календарные - масленичные, колядки, святочные, веснянки; Обрядовые- свадебные, заклички; Шуточные, игровые, вечерочные, плясовые, строевые, военные, лирические.
Дети поют песни с удовольствием, а я знакомлю их с особенностями исполнения. Пропевая эти песни, каждый участник нашего детского фольклорного коллектива «Лазорик» может – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте, показать умение владеть шашкой. Ребята помимо ансамблевого пения, занимаются сольным исполнительством, в этом направлении уже наметились свои лидеры и есть хорошие результаты. Работа по данному направлению меня вдохновила и я сама написала несколько детских авторских песен казачьей тематики.
Народная хореография
В казачьих народных танцах сохраняется колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка жестов и движений в плясках.
Детские танцевальные номера создаются с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной танцевальной программы, в репертуаре есть сюжетные танцы, посвящённые страницам героического прошлого и настоящего донских казаков. («Ой, сад во дворе», «Ой. вы Морозы», «Табуны», «Барыня». «Ой. на горе Калина», «Едут наши казаки охранять границы», «Наш Гришаня - казачок», «Из под горочки туманик выходил», «При лужку» и др.) Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, развлечений.
Фольклорные игры
Играя в них наши детки не просто перенимают опыт поколений,но и раскрепощаются, создается необходимая атмосфера увлеченности, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении.
Игра на народных инструментах
Ребята могут осваивать приемы игры на народных инструментах разучивая несложные наигрыши. Музицирование на народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.
Казачий семейный театр.
В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли, чаще всего это небольшие праздничные музыкальные композиции
С нашими воспитанниками мы часто выступаем: на городских детских творческих концертах, фестивалях, конкурсах. Неоднократно были участниками городских торжественных мероприятий посвященных открытию д/с: №65, №20,№9 г. Новочеркасска.
Родители имеют возможность познакомиться с нашей работой. В данный момент, это "видео - праздники в детском саду", запись которых мы публикуем в соцсетях. Родители принимают активное участие в подготовке мероприятий: готовят костюмы детям, атрибуты к танцам, сами участвуют в нашем семейном казачьем театре, в творческих тематических выставках.
Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется и через участие ребят в проектной деятельности.
В этом году мы реализуем долгосрочный межгрупповой проект «Праздник круглый год»
Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Календарный план работы по проекту, предусматривает знакомство ребят не только с основными праздниками народного календаря, но и с теми, о которых мы, как правило говорим не часто.
Знакомство с праздниками начинается с декабря и заканчивается в ноябре.
Вся работа по реализации проекта расписана по 5 образовательным областям.
Предлагаю вашему вниманию небольшую часть планирования.
Декабрь
Знакомство с праздниками: Катерина Санница, Егорий Зимний, Сойкин день, Наум на ум, Варварины морозы, Никола зимний •
Образовательная область
Виды деятельности
Познавательное развитие «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Беседы: «Ты гори моя лучина», «Знакомство с обрядами крестьянского быта, костюмами, о традициях празднования Нового года на Руси.
Речевое развитие Разучивание заклички «Ты, Мороз.», разучивание рождественских колядок
Чтение художественной литературы Сказки: «Мороз Иванович», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк».
Социально-коммуникативное развитие Беседа: «Русский народный праздник Святки» Вечер народного костюма (ряженье)
Музыка Разучивание песен: «Во горнице», «Веники» (шуточная, «Уж ты, зимушка- сударушка»
Художественное творчество Аппликация «Скатерть самобранка», силуэтное вырезывание из бумаги «Рождественские ангелы»,
Конкурс семейных поделок «Рождественское чудо» ,Украшение группы к новому году
Физическая культура Зимние спортивные развлечения (катание на санках,, игра в снежки) П/ игры «Сбей колпачок», «Как у дяди Трифона», «Терем», «Два мороза», «Мороз красный нос», «Медведушка», «Белый пух»
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, эта работа позволила проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.
Проведение казачьих фольклорных праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.