Татьяна Молькова
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Выполнила: воспитатель Молькова Т. В.
МКДОУ Д/С «Теремок»
На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа. Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является :
Публикация «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество» размещена в разделах
Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);
Развитие интереса к праздникам и русским традициям;
Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ.
Данные задачи эффективно решаются, используя малые формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития. Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Сказки, загадки, поговорки, пословицы — устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок получает первые представления о культуре русского народа.
Вслушиваясь в слова потешек «Петушок-петушок», «Водичка-водичка», «Кисонька-мурысонька», «Ладушки-ладушки» и другие; песенок «Солнышко-колоколнышко», «Как у наших у ворот», закличек «Ветер, ветрецо не дуй нам в лицо, а дуй нам в спину, чтоб идти было в силу» или «Ветер, ветер прилети, серую тучку разгони», пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует малышей, но позволяет с помощью потешек организовывать их поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Оладушки» разными способами: сопровождение чтения текста действием игрушки, использование пальчикового театра, шапочек, масок различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешки, песенки, загадки, помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость окружающего мира, но и привить любовь к русской речи, слову. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п., сопровождая движения игрушки чтением потешки «Петушок — петушок», «Кошка в лукошке…», «Кисонька-ласонька» и т. п. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, у детей прививается представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, это творение народа и воздействует на душу ребёнка, это духовное богатство народной культуры. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы русского языка.
Первые сказки «Курочка — Ряба», «Репка», «Теремок» и другие вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни, они открывают просторы для фантазирования, ребёнок познаёт сердцем свой народ. Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, мы даём возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы. Первые хороводные игры «Пузырь», «Карусели», «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Мыши водят хоровод», «Курочка-рябушечка», а также подвижных игр «Курочка-хохлатка», способствует не только быстрому заучиванию текста, выполнению определённых действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия. Настольный кукольный театр, пальчиковый театр, уголок «ряжения» в группе, где дети сами выбирают платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способны пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, ощутить себя частью русского народа. В детском саду имеется музей Русской избы, где собрано много экспонатов русского быта : люлька, самовар, полотенца и т. д. Игровой характер занятий «Угостим куклу чаем», «Испекли оладушки», пение колыбельных песенок «Баюшки-баю», «Баю-бай, ты собаченька, не лай!», «Спать не хочет бурый мишка» в русской избе стимулируют проявлению положительных эмоций ребё нка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия. Ни один праздник на Руси не проходит без музыки. Поэтому мы вводим детей в мир народной музыки, приучаем к красоте звучания народных инструментов и песен. Знакомство малышей с народными инструментам, такими как, деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки, позволяют не только рассматривать их, но и брать в руки, пробуя звучание. Они могут играть несложные мелодии «Во саду ли, в огороде», «Ладушки-ладушки» и другие. Образные, короткие, легко запоминающиеся стихи помогают детям выразить своё отношение к животным, воспитывают в детях чувство любви, заботы. Например, играя с игрушкой — коровой, приговаривают «Уж как я ль свою коровушку люблю» или «Заболел наш петушок — он под дождиком промок — и теперь не может нам кукарекать по утрам». Они с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки, высказывают свои мысли, отношение к услышанному произведению, поступкам персонажей. Прививая детям, любовь к природе с самого раннего возраста, мы не забываем о значении художественной литературы, устного народного творчества. Новые яркие впечатления, которые получают малыши при ознакомлении с окружающим, дополненные лучшими образцами устного народного творчества, воспитывает в детях любовь и доброе отношение к природе и всему окружающему миру. Постоянные обращения к русскому фольклору делают речь наших воспитанников богаче и образнее, чаще в повседневной жизни стали слышаться слова из песенок и потешек, пословиц и поговорок. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развивают речь, воображение, произвольность действий, умение действовать синхронно, развивают чувство ритма и слух. Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, организуем тесное сотрудничество с родителями. Родители являются первыми помощниками. Активно принимали участие в пополнении экспонатами музея Русской избы, предложили множество предметов русского быта, обшили кукол в стиле русского народного творчества.
Родители в порядке консультирования и родительских собраний получают знания, приобретают умения и навыки по разным актуальным педагогическим темам, сами являются участниками образовательного процесса, оформили интересный материал «Потешки, загадки, заклички для малышей» (книжки – малышки). Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представление о культурных ценностях и традициях русского народа.
Литература:
1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. «Играем с малышами». М-2003;
2. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008;
3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007; 4. Мокина Г. Б. «Игры для детей от года до трёх». Спб. Речь 2008.