Рауза Тахташева
Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к русской народной культуре, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека”. Именно поэтому, в своей работе я уделяю большое внимание к нравственным ценностям, к русской народной культуре русского народа, тем самым формируя экологическое развитие детей.
Публикация «Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре» размещена в разделах
Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.
В своей работе по данному направлению, я часто использую загадки для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Ведь, именно загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Подбирая их, я позволяю детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами. Много загадок в летний период было посвящено ягодам, например, землянике.
«Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает»
«На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки».
Прежде чем разгадывать эти загадки, мы с детьми рассматриваем ягоды земляники, подбираем эпитеты, сравнения, пытаемся сочинить свои загадки.
Чтобы сформировать доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы-березки
Зелены косицы.
(Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку) :
Со двора к березке
Выбежали козы,
Стали гнуть березку,
А березка - в слезы!
(Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца).
Защищать березку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
(Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол).
Так же существует большое количество экологических сказок для детей. Чему они учат? В первую очередь, познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам.
Возьмём сказку «Репка». Она указывает нам на то, что иногда необходимо стать и зверям, и людям на одну сторону, объединиться, чтобы достичь единой цели. Если немного пофантазировать при обсуждении данной сказки вместо репки у нас будет весь земной шар. Планета наша – Земля! А жители домика на приусадебном участке выступят в роли обитателей всей планеты. Вот какая картина, получается: видят жители планеты, что она в опасности и надо что-то делать. Заметил первым это один человек (дед) и понял, что сам он не справится, надо помощь. Объединило усилия всё человечество (дед, бабка, внучка) планеты – спасают Землю! Да никак спасти не могут! Когда все живые существа (дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка) объединились - они спасли Землю (репку!
Народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл. Они учат нас любви к природе, к заботе о братьях наших меньших.
В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства детей. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Приведу пример: чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы:
Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
Почему трава под снегом остается зеленой?
Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?
После ответов на все эти вопросы, мы вместе с детьми ставили опыт: помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине, и делали вывод: снег сохраняет тепло.
После проведения опытов, целесообразно объяснить детям переносный смысл пословиц и поговорок. Некоторые из них помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например : «Красна ягода, да на вкус горька». Желательно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы. Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной. В ходе данной работы я обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т. д. Разными сценками, словом, игровыми действиями я воспитываю у детей любовь к природному окружению.
Большое внимание обращаю на труд детей в природе. Самое доступное для ребят практическое занятие в природе это огород и цветники. С какой активностью и желанием они участвуют в труде на этих объектах! Я уверена, что дети, которые сажают растения и затем ухаживают за ними, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. На территории нашего детского сада имеются огород и много цветников. Уход за растениями состоит в поливе, в рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приёмам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен.
«Свёкла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без неё и винегрет
Не получишь на обед!»
«У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород» и т. д.
Во время наблюдений на прогулке за явлениями природы знакомимся с детьми с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят нахохлившись - к дождю», «Облака и тучи быстро движутся-к ясной погоде» и т. д. Так же наблюдая за птицами, напоминаю детям народную поговорку : «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною».
После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.
Большую помощь в экологическом воспитании детей оказывают родители. Вместе устраиваем кормушки для зимующих птиц, озеленяем и оформляем наш участок летом.
В работе с родителями я использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологичекого воспитания детей. Это беседы, консультации, родительские собрания, где рассказываем о нашей работе с детьми в данном направлении. Главная задача экологической работы педагогов и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Воспитание экологической культуры — одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника
Таким образом, образный язык устного фольклора помогает воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.