Рахманкулова Наиля Рашидовна
Приобщение детей младшего возраста к слушанию музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки в младшем дошкольном возрасте является важным средством в музыкальном развитии ребенка и играет главную роль в музыкальном воспитании. Сначала педагог исполняет простые попевки, народные песенки, потешки, которые контрастны по своему звучанию и вызывают определенную эмоциональную реакцию малыша - он улыбается, кивает головой, выполняет простые отдельные действия.
Публикация «Приобщение детей младшего возраста к слушанию музыки» размещена в разделах
В двухлетнем возрасте дети начинают проявлять интерес к музыке, они могут слушать небольшие музыкальные произведения и выражать свое эмоциональное состояние – задорное или спокойное. В зависимости от прослушанного музыкального произведения. Для формирования музыкального восприятия, педагог ставит задачу учить детей прислушиваться к словам песни, ее мелодии, чтобы при повторном прослушивании ребенок мог узнать ее. Также необходимо развивать музыкально-сенсорные спрособности. Для решения этой задачи педагог знакомит детей с высотой звуков, динамикой, тембром, используя звучащие игрушки и инструменты. Например, узнавая кто кричит – кошка или маленький котенок, дети начинают различать звуки по высоте. Громкие и тихие хлопки помогают в освоении динамики, ее изменении.
В работе педагог, как правило использует раздел программы «Слушание музыки. В этот раздел включены различные по контрасту музыкальные произведения : колыбельные, народные плясовые. Для лучшего усвоения музыки педагогу необходимо делать краткие пояснения, обращать внимание на характер музыки, его яркие моменты. Но не все произведения требуют вступительного обьяснения, некоторые настолько ярки, динамичны, что прослушав, к примеру, «Лошадку» Н. Потоловского, педагог может спросить у детей кто это скачет. Для активизации музыкального восприятия педагог показывает детям как цокает языком лошадка, или предлагает детям хлопать в в ладоши при прослушивании веселой мелодии. Эти приемы активизирующие музыкальное восприятие применяются на начальном этапе, далее они не применяются. Педагог на повторных занятиях, применяя игровые приемы, закрепляет усвоение музыкальных пьес. Например: потирая ладошки возле уха, дети слушают как дует ветерок, постукивая пальцами по коленкам, показывают, как идет дождь. В работе с малышами используются музыкальные инструменты такие, как дудочка, металлофон, высоко и низко звучащие колокольчики и т. д.
При работе с детьми музыкальный руководитель использует игрушки, так как именно игрушка в этом возрасте сохраняет интерес ребенка к исполненным произведениям. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Ведь именно зрительный образ помогает ребенку пониматьсодержание исполняемой песни, запоминать ее, что также способствует развитию памяти. В дальнейшем дети смогут определять действия игрушки под ту или иную мелодию. Например: кукла танцует, кукла спит и т. д.
В этом возрасте у детей начинают формироваться элементарные навыки слуховой культуры, развивается сосредоточенность при слушании музыки, умение слушать произведение до конца. Музыкальный руководитель должен понимать, что в формировании музыкального восприятия особое значение имеет выразительное исполнение музыкального произведения, теплота. Произведение исполняется с мягкой интонацией в голосе, которая помогает воспринимать ребенку художественный образ.