людмила романова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре марийского края
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Романова Людмила Юрьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»
Аннотация. В статье идет речь о важности восстановления и сохранения этнокультурной функции в дошкольных образовательных учреждениях. Введение регионального компонента позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой, традициями и историей родного края на уровне доступном их пониманию. Приобщая детей к культуре и традициям родного края, дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, детскому саду.
Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре марийского края» размещена в разделах
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, традиции, национальный, этнопедагогика.
Идеи этнопедагогики и формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры, приобретают все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.
Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Цель работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края.
Начиная с младшего дошкольного возраста, я знакомлю детей с элементами этнокультуры.
Приобщая детей к культуре и традициям родного края важным моментом является создание благоприятной, развивающей обстановки в группе, условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений. В группе, в краеведческом уголке, расположен лэпбук, содержание которого дает начальные знания ребенку об атрибутике Республики Марий Эл : изображение флага, герба республики, текст гимна, портрет главы республики, виды вышивок, фотографии марийских нарядов, украшений, музыкальных инструментов. В уголке ряжания есть марийское платье для девочек и марийская рубаха для мальчиков. В нашем детском саду есть мини музей краеведения, который мы с детьми с удовольствием посещаем.
Т. к. игра - это основной вид деятельности дошкольника, через игру мы знакомим детей с традициями марийского народа, воспитываем интерес к марийской культуре. Дети очень любят, когда на занятия к нам приходит кукла Роза в национальном костюме.
На занятиях по развитию речи мы читаем русские народные сказки, такие как «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Бычок - черный бочок». Используя разные виды театров - кукольный, настольный, варежковый и т. д., обыгрываем сюжеты сказок. Читаем рассказы, н - р: Л. Воронковой «Снег идет», стихи А. Блока «Зайчик», А. Плещеевой «Весна». Заучиваем стихотворение В. Берестовой «Петушки распетушились». Рассматриваем сюжетные картины. Обсуждая моменты произведений, главных героев называем на марийском языке. Для лучшего понимания народного слова, разучиваем с детьми потешки, пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывают марийские загадки.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы знакомимся с природой марийского края, марийской утварью, посещаем наш музей краеведения, что позволяет донести до детей самобытность и колорит марийского народа. Проводятся тематические занятия, н - р: «Кто в домике живет» - педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Отгаданный ребенок должен выйти из домика и поздороваться: «Салам лийже, мый Юля!». Ребятки, которые отгадали ребенка, должны его поприветствовать: «Салам лийже!» Детям очень нравятся такие занятия.
Играем в дидактические игры: Кто где живет - Ко кушто ила», «Воздух, земля, вода - юж, мланде, вуд», «Что за дерево такое - могай пушенге»…
На занятиях по физической культуре мы играем в подвижные игры, которые сопровождаются марийской музыкой.
Н-р: Гнилая картошка (Шушо паренге)
Описание. Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают между лбами одну картофелину (мяч) и пляшут под марийскую музыку. Картофелину нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.
Катание мяча (Мече дене модмаш)
Описание. Первый игрок катит по земле с отмеченного чертой расстояния мяч в ямку. Если попадет, ему начисляется 1 очко и он катит мяч еще раз. Промахнется - катит следующий по очереди. Побеждает тот, кто первым наберет условное количество очков. Но иногда сами играющие устанавливают другие условия (например, играть до трех призовых мест).
Правила. Нельзя заступать за исходную черту, но разрешается игроку (если он хочет показать свое умение) отойти от ямки дальше, чем остальные играющие. Не полагается кидать мяч сразу в ямку. Хотя бы половину пути он должен катиться по земле.
На занятиях по музыке мы знакомимся с музыкальными инструментами: гуслями - кусле, барабаном - тумыр, свирелью - шиялтыш…
На занятиях по формированию элементарных математических представлений, сравнивая величины: большой - маленький, короткий - длинный, широкий - узкий, я повторяю эти сравнения на марийском языке : кугу - изи, кучык - кужу, лопка - вичкыж.
Приобщая детей к марийскому языку, на занятиях по изобразительной деятельности, выполняли аппликацию на тему: «Большие и маленькие рыбки - кугу да изи кол»; рисовали - «Идет дождь - йур йуреш»; лепили - «Мандарины и апельсины – мандарин да апельсин».
В своей группе я провожу кружок марийской сказки - «Юзо йомак». Через марийские сказки у детей формируется интерес к марийской национальной культуре и ее традициям. Мы читаем такие сказки как: «Девочка и Вувер кува», «Заячий домик», «Лиса и белка», «Лиса и синичка», «Ловкий еж»…
Воспитывая в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет, в нашем детском саду проводился смотр - конкурс «Моя малая родина». В котором активно и с удовольствием приняли участие наши дети вместе с родителями.
Приобщая детей к культуре и традициям родного края, дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, детскому саду.
Литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. - М. :МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 96 с. : цв. вкл.
2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 112 с. : цв. вкл.
4. Муравьева В. Б., Смошкова А. Ф., Спиридонова А. Я. Марийские народные сказки. - Йошкар - Ола; Марийское книжное М 26 издательство, 2003. - 352 с. ; ил.
5. Электронный ресурс: https://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=177