Наталья Карташова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Актуальность
Академик Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Новизна:
Раннее приобщение ребенка к культуре своего народа.
1. Необходимость преемственности патриотического воспитания в рамках единой системы прогимназии.
2. Влияние культурологического развития на степень обученности и психологического здоровья детей.
3. Внедрение инновационных технологий развивающего обучения (музейная технология и метод проекта).
Цель:
Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, привитие любви к русскому быту, культуре; развитие творческих способностей в различных видах деятельности.
Задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Степень реализации
Данные задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Систему и последовательность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре мы представляем следующим образом: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать, продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края в целом. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет нам формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Наша работа осуществляется в несколько этапов.
На 1 этапе в прогимназии творческими усилиями педагогов, детей и родителей был открыт этнографический музей – мастерская народного быта и культуры «Россияночка». В музее – мастерской «Россияночка» действуют сменные экспозиции, где выставляются лучшие работы воспитанников и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству и проводятся занятия – экскурсии, праздники с дошкольниками и младшими школьниками.
Экспозиция в музее представлена в виде подлинных экспонатов русского народного быта, творчества, рукодельных изделий, орудий труда. В оформлении используются предметы мебели, изделия прикладного творчества.
На 2 этапе в каждой группе создавались свои мини-музеи, экспонаты которые используются для проведения занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей — результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей. Так, в моей группе «Одуванчики» создан мини - музей «Наша Родина – Россия». Мои воспитанники чувствуют свою сопричастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками и поделками.
Мини- музей знакомит с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами. Экскурсии в нашем музее способствуют воспитанию патриотизма, развитию речи; формированию представлений об историческом времени, связи со своими предками.
Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.
Следующим шагом была разработка тематического планирования, способствующему эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы мы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. (Приложение №1)
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей мы считаем тематические занятия, т. к. они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д. Неоднократно обращаемся к одной и той же теме, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, объединяем в одну тему занятия не только по ознакомлению с окружающим миром, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины – Москва"). Для создания эмоциональной атмосферы занятия, например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаем определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представляем во время общих праздников, семейных развлечений.
При ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
Продолжением данной работы является вовлечение детей в проектную деятельность, где один проект плавно перетекает в другой, связанные общей тематикой.
Последний 3 этап — защита мини-музея — всегда самый зрелищный.
Таким образом, мы выстраиваем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.
Во время презентации широко использовали все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, т. к. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре отводим народным праздникам и традициям. Наши воспитанники являются постоянными участниками городских конкурсов и фестивалей, неоднократно награждались грамотами и дипломами.
В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.