Елена Орлова
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Конспект НОД на тему: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам. Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица». Привлечь внимание к живому русскому слову. Учить понимать характеры и поступки героев.
Содержание. Ответить на вопросы: Кто такой трудолюбивый, добродушный человек?
Рассказывание сказки «Рукодельница и Ленивица». Беседа по содержанию
сказки. Загадывание загадок с рассматриванием предметов-отгадок.
Публикация «„Приобщение детей к истокам русской народной культуры“ Конспект НОД на тему: „Хочешь есть калачи, не сиди на печи“» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русская печь, печка
- Темочки
Игра «Кому, что нужно для работы?». Чтение скороговорки.
Материал. Игрушка Кузя, сказка «Рукодельница и Ленивица» с иллюстрациями.
Предварительная работа. Повторение пословиц и поговорок о дружбе, о труде. Дидактические игры: «Профессии», «Кому что нужно для работы»
Ход НОД
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Вы его узнали?
– Правильно, это наш старый знакомый, Домовёнок Кузя. Он передаёт привет от Хозяюшки. Кузя рассказывает, как они дружно живут, друг другу помогают: «Кузя воду носит, печку топит, пол подметает, во всём помогает, а Хозяюшка кашу варит, пироги печёт, варежки и носки вяжет. Ещё сказки друг другу рассказывают. Хорошо живут, душа в душу».
– Скажите, а как это понять «душа в душу» (Предположения детей)
– Молодцы, правильно. Это значит – жить дружно, согласно, не ссориться, любить друг друга
– А кто такой трудолюбивый человек? (Ответы детей)
–Ребята, а давайте вспомним пословицы о труде и о дружбе. (Ответы детей)
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друзья — не разлей вода.
Старый друг лучше новых двух.
Друг денег дороже.
Друга за деньги не купишь.
Друг познается в беде.
– Вот сколько пословиц вы знаете. Я вас сейчас познакомлю со сказкой «Рукодельница и Ленивица».
(Чтение сказки, показ иллюстраций)
– Понравилась сказка?
– А кто главные персонажи в этой сказке? (Рукодельница и Ленивица).
– Вспомните, что случилось с Рукодельницей у колодца?
– Кого встретили в колодце девочки?
– Кто больше понравился из девочек Морозу Иванович?
– Кто главный герой сказки?
– Какой была Рукодельницы?
– Какой была Ленивица?
– Почему девочка не хотела работать?
– Какая история с ней произошла? Что случилось?
– Почему это произошло?
– А какие ошибки совершала девочка?
– А на кого бы вы хотели быть похожи?
Да, Рукодельница добрая и трудолюбивая: «Кто любит труд, того люди чтут».
– Молодцы, вы правильно поняли смысл сказки: «Каков мастер, такова и работа»
Физкультминутка. Дни недели.
В понедельник я купался, имитируем плавание.
А во вторник – рисовал, рисуем.
В среду долго умывался, умываемся.
А в четверг в футбол играл. бег на месте
В пятницу я прыгал, бегал, прыжки на месте.
Очень долго танцевал. хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье сесть на корточки, руки
Целый день я отдыхал под щёку – засыпают.
– Давайте мы с вами поиграем в игру «Кому, что нужно для работы»
(Воспитатель раскладывает предметные картинки-отгадки)
– Я буду загадывать загадки, а вы поищите отгадки.
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины. (Врач, доктор)
Мы поднимемся по трапу
И в салоне встретим папу.
Он готов войти в кабину,
В небеса поднять махину.
Ведь уже десятый год
Папа водит самолет. (Летчик, пилот)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Мы сейчас с вами попробуем прочитать скороговорку.
(чтение скороговорки детьми в разных темпах, громко, тихо, шепотом)
Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
Молодцы! Кузе очень понравилось, он расскажет эту скороговорку Хозяюшке.
Ему пора уходить, Кузя благодарит вас за приём.
Вот и подошла наша сказка к концу. Чему она научила? (Ответы детей)
Рефлексия.
Вам понравилась история?
О чем сказка?
Как наградил ее Мороз Иванович?
Что помогло ей справиться с трудностями?
Я думаю, что вы теперь будете помогать своим родителям во всем. Надо с детства не лениться, быть вежливым, помогать людям, которые нуждаются в помощи.
Литература:
1. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. О. С. Ушакова
2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.
3. О. Л. Князева, Маханева М. Д. «Приобщения детей к истокам русской народной культуры».
4. Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.
5. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М. 2010.
6. Сайт www.maam.ru