Людмила Мишустина
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Цель:
Формирование у детей интереса к русской национальной культуре,
на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Воспитание уважения к родному народу и его традициям.
Задачи:
1. Знакомить детей с разнообразием и особенностями русской народной культуры.
2. Прививать любовь к русской народной культуре.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.
4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
5. Способствовать интеллектуальному развитию.
6. Воспитывать художественный вкус.
7. Развивать сотрудничество с родителями.
Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
Я работаю педагогом 13 лет, последние четыре года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Выбранная мною темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.
Работу по приобщению детей к истокам народной культуры начала в 2011 г. с детьми четвертого года жизни, и продолжила по 2016 г.
Мною разработана программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей и утверждена решением педагогического совета от 30.08.13 г. Разработан календарно – тематический план. Реализовала проект и обобщила педагогический опыт по теме «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Аттестовалась на первую квалификационную категорию по данной теме в феврале 2015 года.
Свою работу провожу в различной форме:
- занятия;
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- фольклорные праздники и развлечения;
- встречи с интересными людьми;
- показ спектаклей и сказок;
- продуктивная деятельность детей;
- выставка творческих работ детей и родителей.
И подведение итогов своей работы я тоже провожу в разной форме:
- педагогические советы;
- выставки – конкурсы;
- открытые занятия; - обобщение опыта работы; - педагогические гостиные и пр. - «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Я разработала и провела ряд экскурсий по историческим местам нашего города, познакомила с названиями улиц и их происхождением. В группе родители, совместно с детьми составляли свои родословные древа. На совместном вечере родителей и детей «Русские посиделки» рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика. Так в группе прошли: посиделки «Золотые руки мастеров», «Осеняя ярмарка», ежегодные Крещенские благотворительные ярмарки, тематический вечер «Березы России», день матери с показом русской народной сказки «Маша и медведь», праздник «А ну-ка девочки» с показом костюмов из подручного материала.
В моей группе сложилась традиция: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо, чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группе раннего возраста я знакомлю детей с русской народной игрушкой – матрешкой, дети с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам и русским народным сказкам.
В своей работе широко использую все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Мои воспитанники знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру я, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
В результате в №07 возник мини-музей «Куклы наших предков». Мы с детьми посетили этот мини-музей. Представленные куклы изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Нам рассказали, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, я привлекала родителей к их изготовлению. В ноябре 2015 года провела мастер – класс «Изготовление куклы – оберега».
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.
Для приобщения детей к истокам народной культуры в моей группе была создана развивающая предметно - пространственная среда:
- мини-музей «Русская изба»; - мини-музей «Золотая хохлома». - мини-музей «Куклы в национальных костюмах» - в группе есть «Уголок книги», где размещены книги устного народного творчества; - в «Уголке народного творчества» представлены различные виды росписи: городецкая, жостовская, гжель, семеновская Матрешка; - современная творческая деятельность детей, педагогов, родителей в рамках организации и проведения праздников, чаепитий, ярмарки. На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: Знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства. Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более четырех лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы. В своей работе делаю акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, культуре малой родины. Знакомлю детей с родным краем с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями, что формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Я провела ряд экскурсий: - экскурсия в музей «Русская изба» в МБОУ Лицей им. А. И. Данилова. - экскурсия в Христорождественский храм г. Уварово. - экскурсия в «Краеведческий музей» г. Уварово - посещение мини-музея «Чудо - дерево». Такая организация непосредственной образовательной деятельности позволяет осуществлять дифференцированный подход и привлекать детей к проектной деятельности. Именно интересы детей подталкивают нас к созданию новых проектов. Мною подготовлены и реализованы проекты: - «Наша родина – Россия»
- «Мы помним героев
- «Откуда хлеб пришел»
- Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.
- «Золотые руки мастеров. Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации: - «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами» - Городское открытое занятие «Знакомство с блюдами русской кухни». Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным, праздничным традициям на информационных стендах.
Активно размещаю свои публикации на различных образовательных сайтах.
Принимаю участие в интернет – конкурсах.
Все это помогает мне строить педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями и на более высоком профессиональном уровне.