Лучший педагог года Итоги 2024

«Как с пользой провести время вместе с ребенком и развить его речь». Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей с ЗПР

Егорова Дарья
«Как с пользой провести время вместе с ребенком и развить его речь». Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ — НАДО ГОВОРИТЬ!

Данные рекомендации помогут родителям узнать, какие навыки должны развиваться в этом возрасте, и отслеживать прогресс. Благодаря советам родители начинают больше вовлекать ребенка в беседы, что способствует развитию активного словаря и грамматического строя. Такая регулярная практика помогает детям развивать коммуникативные навыки, лучше понимать других людей и выражать собственные мысли. Когда дети видят, что их понимают и поддерживают, они становятся увереннее. Своевременное внимание к развитию речи позволяет выявить возможные трудности и вовремя принять меры для их устранения. Эти рекомендации являются важным инструментом, который помогает родителям эффективно поддерживать и улучшать речевое развитие своего ребенка.

Во время прогулок, наблюдая и соприкасаясь с природой активно использовать все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

1. Обогащать чувствительный опыт ребенка и фиксировать полученные впечатления в речи:

• Горячий - холодный; тяжелый - легкий; острый - тупой; толстый- тонкий; длинный - короткий; пустой- полный; медленный - быстрый; громкий- тихий; высокий - низкий; глубокий - мелкий; шершавый - гладкий; грустный - веселый; светлый - темный; мягкий -твердый и т. д.

• Какого вкуса: лимон, лук, чеснок, клубника, яблоко, шоколад, апельсин (сладкий, кислый, кисло-сладкий, горький и т. д.)

• Каким может быть яблоко (большим, круглым, красным/зеленым, сочным, сладким и др.)

(банан, апельсин, стол, шкаф, брюки и т. д.)

• Что бывает круглым, квадратным, овальным, треугольным, прямоугольным. (Какой формы солнце? Какой формы елка? Какой формы ранец? Какой формы аквариум? Какой формы вафельный рожок? И др.)

• Что бывает высоким/низким (дом (здание, дерево, человек, куст и т. д. ?

• Если стол сделан из дерева, то он какой…деревянный. (Стакан из стекла, куртка из кожи, платье из ткани, салат из фруктов, ручка из пластика, замок из железа, посуда из фарфора и др.)

• Что бывает тяжелым/легким (перо легкОЕ, гиря тяжелАЯ, кружка легкАЯ, грабли тяжелЫЕ, рюкзак легкИЙ, ящик тяжелЫЙ и др.)

• Что бывает колючим/острым/хрупким (нож острЫЙ, иголка острАЯ, еж колючИЙ, куст колючИЙ, игрушка хрупккАЯ и т. д.)

2. Во время прогулок, наблюдать за погодой и явлениями в природе. Наблюдения фиксировать в речи: Например, сегодня солнечно, безоблачно и безветренно. Или: Вчера было дождливо и холодно.

• тепло, холодно, жарко, прохладно;

• дождливо, пасмурно, мокро, сыро, сухо;

• темно, светло, сумрачно, солнечно, туманно;

• пыльно, ветрено.

3. Показать настроение и состояние человека:

Например, мне радостно, потому что я гуляю с бабушкой или ем мороженое и т. д.

• радостно, весело, смешно, хорошо, спокойно, бодро, грустно, устало, хмуро, страшно, тревожно…

4. Обратить внимание ребенка на расположение предметов в пространстве: высоко (вверху, внизу); низко (внизу, снизу); далеко (вдали, вдалеке); близко (вблизи); впереди, сзади, сбоку; слева, справа, прямо.

Например, птица летит слева от дома. Машина едет вдали от нас. Справа стоит аптека и т. д.

5. Определить направление движений:

ввысь, вверх, вниз;

вперед, назад, вбок;

влево, вправо, налево, направо, напрямик.

Закрепление понятий: первый - последний, начало-середина-конец, между-за-перед, после.

Например, мы заворачиваем налево. Я стою последним в очереди. Зеленая машина едет между красной машиной и грузовиком. Самолет летит за облаком. И др.

6. Сравниваем предметы по величине (длине, ширине, высоте).

Например, этот карандаш длиннее, а этот – короче. Это дерево выше, а это ниже. Этот ремень (дом, лента) шире, а этот уже. Это дерево толще, а это тоньше.

7. Предлагаем ребенку назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам или обобщить предметы:

Например, бабочка, жук, стрекоза, кто это? Как называть этих существ одним словом? Банан, яблоко, груша, а как называть это все 1 словом? Каких ты знаешь животных (домашних и диких, перечисли их. Какие ты знаешь деревья, цветы? Какую ты знаешь одежду, обувь, головные уборы?

Игра «Назови лишнее слово»

Давай сыграем в игру, я назову слова, а ты определи, что лишнее и почему? (Яблоко, огурец, помидор, свекла. Яблоко – лишнее слово, потому что это фрукт, а все остальное это овощи) и т. д.

8. Обогащайте словарь ребенка, играя с ним в словесные игры.

• «Скажи ласково»

Стул-стульчик, рука-ручка (лимон, цветок, карандаш, дерево, лист, юбка, бант, арбуз, яблоко, башня и т. д.)

• «Чей, чья, чье?»

У папы рубашка, чья эта рубашка…папина. У мамы сумка, чья эта сумка…мамина. У кошки лапки, чьи это лапки…кошачьи. У собаки хвост, чей это хвост…собачий. У зайца уши, чьи это уши…заячьи.

• «Кто больше»

Кто больше вспомнит слов.

Что делает солнце: светит, греет, освещает, печет и др.

Что бывает горячим: вода, чай, суп, взгляд, рука, новости, слова и т. д.

• «Цепочка слов»

Каждое последующее слово начинается со звука на который закончилось предыдущее слово (ВодА, АпельсиН, НосоК, КиТ…и т. д.)

9. Учить воспроизводить ритмический рисунок.

Сколько раз я хлопнула? - - - (3 раза)

Отхлопай (простучи) как я: - - -- - - --; -- - -- - -- - (- 1 хлопок, -- 2 совместных хлопка)

10. Работа с звуковыми сочетаниями, например: уоа, ыиа, эуа, ау, аоуиэ. Сколько звуков ты услышал? Назови первый, второй и т. д.

11. Определи место звука в слове.

В слове РОЗА, где спрятался звук З (в середине). Покажи место звука в слове на полоске.

В слове КОТ звук Т. В слове АРБУЗ звук У. В слове КЛУБОК звук Б. В слове КИТ звук Кь. В слове АНТЕННА звук А (в начале и конце). В слове БАНАН звук Б. В слове КАРАНДАШ звук Р. В слове МЫШЬ звук Ш и др.

12. Отхлопай сложные слова (определи количество слогов)

ВЕ-ЛО-СИ-ПЕД (4 слога, вен-ти-ля-тор (4 слога, хо-ло-диль-ник (4 слога, те-ле-ви-зор (4 слога, по-до-де-яль-ник (5 слогов, по-до-кон-ник (4 слога, че-ре-па-ха (4 слога, мат-реш-ка (3 слога) (Сковорода (4 слога, па-рик-ма-херс-ка-я (6 слогов, милиционер (5 слогов, аквалангист (4 слога, лекарство (3 слога, троллейбус (3 слога, космонавт (3 слога, танкист (2 слога, кинотеатр (4 слога) и др.)

13. Составь по схеме предложения.

Например, первое предложение состоит из 1 слова, значит, предложение будет состоять из 1 слова. Осень. - в этом предложении 1 слово. Необходимо напомнить, что каждое предложение начинается с заглавной буквы и в конце предложения ставится знак препинания (.!;)

Составь предложение из 2 слов (можно предложить использовать какое-нибудь 1 слово, например, солнце. СОЛНЦЕ СВЕТИТ – в этом предложении 2 слова. Назови 1 слово, назови второе слово в этом предложении.

У Маши красивая кукла - в этом предложении 4 слова, У – короткое слово. С какой буквы напишешь слово Маша, почему?

И т. д.

Можно в тетради в крупную клетку нарисовать схему и под схемой написать предложение.

14. Звуковой анализ слов

Запомни:

Звуки: ш,ж,ц - всегда твердые. Ши-жи

Ч,щ,й - всегда мягкие. Ча-ща; чу-щу.

Зеленым цветом обозначаем мягкие звуки

Синим цветом обозначаем твердые звуки

Красным цветом обозначаем гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э)

Например, Кь-согласный, мягкий, глухой; И-гласный, ударный; Т-согласный, твердый, глухой.

15. Уметь объяснить смысл пословиц и поговорок. Желательно использовать пословицы и поговорки к месту, чтобы понятен был их смысл.

За словом в карман не полезешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Тише едешь-дальше будешь.

Сделал дело-гуляй смело

Любишь кататься-люби и саночки возить.

Ученье свет, а не ученье - тьма.

И т. д.

16. Отрабатываем предложно-падежные конструкции

Где находится книга? – отвечаем полным предложением: Книга лежит на стулЕ; Книга над столОМ; под стулОМ; перед стулОМ; за столОМ; справа от стулА. Использовать в речи предлоги: на, в, под, к, от, за, с, со, у, из-за, из-под и т. д.

17. Образование относительных прилагательных

Если сок из апельсина, то он какой? – АпельсиновЫЙ сок; Пирог с яблоками яблочнЫЙ пирог и т. д.

18. Развиваем мелкую моторику

Рисуйте, лепите из пластилина, глины или соленого теста. Конструируйте из строительного материала по образцу. Выкладывайте простые предметы, узоры по образцу, используя мозаику, спички или счетные палочки.

Поиграем

«Жадина»

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ? ЧЬЕ?

Чья это сумка? Это моя сумка.

Чей это зонт? Это мой зонт.

(Кружка, вилка, банан, одеяло, сапоги, мяч, кеды, кепка, телефон, яблоко, галстук, рубашка и др.)

«Чего не стало»

Используем окружающие предметы.

(Попросите ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе, затем попросите закрыть глаза. В это время спрячьте предмет. Когда откроет спросите, чего не стало)

Нет апельсина. Нет рюкзака. Нет яблока. И др.

«Сравни и расскажи»

Апельсин большой, а арбуз еще больше. Куст низкий, а трава еще ниже. Шар легкий, а пушинка еще легче. Я сильный, а папа еще сильнее. Вечером темно, а ночью еще темнее. Черепаха ползет медленно, а улитка еще медленнее. И т. д.

«Один и много»

Это ухо, а это уши. Это стол, а это столы. Это чашка, а это чашки. Это дом, а это дома. Это стул, а это стулья. Это рот, а это рты. Это человек, а это люди. Это ребенок, а это дети. И. т. д.

Много: яблок, моркови, капусты, огурцов, рыбок, ножей, карандашей, стульев, кресел и т. д.

«Сосчитай до 5»

1 банан, 2 бананА, 5 бананОВ

1 яблокО, 2 яблокА, 5 яблОК

1 машина, 2 машинЫ, 5 машИН

1 рюкзак, 2 рюкзакА, 5 рюкзакОВ и т. д.

«Прятки»

Где лежит ложка? Куда укатился мяч? Куда я убрала … кеды? Предлоги: на, в, под, за…

Чистоговорки.

У-у-у-всех детей зову.

Филин: - У-ух!

А-а-а – у меня болит нога.

И-и-и – песенку тяни.

О-о-о – я надел пальто.

О-о-о – мне тепло.

Ам-ам-ам – дома я сам.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – где домино?

Да-да-да – у меня вода.

Ды-ды-ды – нет воды.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, кто куда.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – сомной не шути.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Ить-ить-ить- я хочу пить.

Па-па-па – на столе вода.

Пы-пы-пы – нет воды.

Оп-оп-оп – в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Ва-ва-ва – где вода?

Вы-вы-вы – нет воды.

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – банан.

Ни-ни-ни – звонок звони.

Ень-ень-ень –теплый день.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ак-ак-ак – высокий бак.

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Га-га-га – зеленые луга.

Ги-ги-ги – Паша беги.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ох-ох-ох –зеленый мох.

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Са-са-са – вот летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Тики-так, тики-так.

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так.

Так колеса стучат.

Токи-ток, токи-ток.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток.

Так стучит каблучок.

Фразы типа: «Тут папа. Тут баба. Тут суп. Тут зуб. Тут шар. Тут жар».

Публикации по теме:

Карантин: проводим время интересно и с пользой. Игры, которые можно провести с ребёнком дома Консультация для родителей. В эти дни, уважаемые родители, вы, ваши дети и близкие вынуждены находиться дома и проводить вместе досуг.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы»Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы» Рождественские каникулы, это не только время весело проводить праздники, но и время когда мы можем уделять много внимания своим домочадцам.

«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей«Как провести выходной день с ребенком». Консультация для родителей Консультация для родителей. "Как провести выходной день с ребенком. " В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как с пользой провести время вместе с ребенком и развить его речь». Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей с ЗПР
Опубликовано: 29 января 2025 в 23:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как с пользой провести время вместе с ребенком и развить его речь». Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Егорова Дарья (УИ 2268263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД