Зоя Слудных
Приобщение детей к духовным ценностям своего народа. Воспитание любви к своему поселку и природе
▼ Скачать + Заказать документы
Должны быть обязательными,
кроме родителей, четыре коня,
как четыре матери:
родная земля, родной язык,
родная культура, родная история.
М. Шаханов
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям, своей семье. Это и корни, связывающие его с родным домой и ближайшим окружением. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает в его душе отклик. Малышу интересно все вокруг: предметы, которыми близкие люди пользуются, их одежда, домашняя обстановка и просто любая деятельность. И хотя многие впечатления глубоко неосознанны, но они уже пропущены через детское восприятие и оказывают влияние на становление личности - будущего патриота своего Отечества.
Публикация «Приобщение детей к духовным ценностям своего народа, Воспитание любви к своему поселку и природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мое село, мой поселок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Очень важно в дошкольном возрасте посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, улице, родной природе, истории и культуре страны. Ребенок должен испытывать гордость за свою Родину, что называется, «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов, - лучший период для формирования любви к малой родине. Чтобы сформировать у детей основы патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, я поставила перед собой следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
расширить и углубить знания о родном поселке, его истории, достопримечательности;
- учить «видеть историю» вокруг себя, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц;
- развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый поселок;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края;
- формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
Чтобы знания были систематизированы, работу проводила по таким направлениям: народоведение, краеведение, ознакомление с государственной символикой, работа с родителями.
Колыбельная матери - начало начал. Ребенок слышит ее с самого рождения. Простая, нежная мелодия колыбельных песен успокаивает, усыпляет малыша, ласкает его, доставляет ему радость. Ребенок чувствует любовь матери. Но вот ребенок приходит в детский сад и мы используем все виды фольклора, начиная с раннего возраста - пестушки, потешки, сказки, стихи, игры с пальчиками. Ребенок взрослеет, расширяется его потребность в познании окружающего мира. Ребенок задает много вопросов, нуждается в большей информации о родном поселке и его людях. Были проведены беседы на темы: «Что означает название нашего поселка «Сузун», «Историческое прошлое нашего поселка», «Знаменитые люди нашего поселка», «В честь кого названы улицы», «Сузунские поэты о родном крае». Были проведены экскурсии в школу №301, библиотеку, в школьный музей, на почту, выезжали с концертом в Дом престарелых. Детей необходимо знакомить с трудом взрослых, чтобы воспитывать уважение к ним. После посещения школьного музея проводилось много бесед для того, чтобы дети знали, кому мы обязаны нашей счастливой жизни.
Детство самый благоприятный период для развития нравственных качеств ребенка. У нас уже вошло в традицию собирать семейные фотографии в альбом. Дети знакомят всех со своими членами семьи, рассказывают об интересных случаях. Мы лепим, рисуем, делаем аппликации на тему «Что такое красота». «Лишите мир красоты - и вы лишите его половины нравственности, половины ее правил» - так сказал Ж. Жубер. В чем же мы видим красоту, где ее находим? Красота, она прежде
всего в природе, в искусстве, самом человеке, его духовном мире, мыслях и поступках. И тут я стараюсь подобрать интересные беседы, рассказы о людях, чья жизнь стала образцом, эталоном красоты души и человечности. Это о наших земляках-краеведах - Э. Цевелевой, П. Пирожкове, иконописце - Крестьянникове, поэтах - Долгове, Ягуновой, Казакове, песенниках-музыкантах - Заволокиных, героях гражданской и Отечественной войны - Левине, Покрышкине, Гризодубовой.
Дети с интересом слушают рассказы о том, как жили люди в старину, какими предметами быта они пользовались, какой уклад царил в семье. У нас нет возможности посетить краеведческий музей, по этому вопросу работала с семьями, чтобы они сами сводили детей туда. Чтобы детям было интересно, доступно восприятию, закрепилось в памяти, читаю детям сказки, в которых добро побеждает зло, рисуем одежду, старинные коврики и половички наших бабушек, расширяем словарь старинных слов - лапти, полати, ухват, веретено, лепим игрушки из теста, расписываем их, закрепляем в изо деятельности различные виды росписи. Знакомлю детей с традициями русской культуры, с фольклором.
Провожу старинные праздники: колядки, пасха, покров, рождество, вербное воскресенье, святки, групповые праздники. Пусть дети не все запомнят, но что-то в их памяти останется. Играем в музыкальные игры: «Ах, вы сени», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Репка», «Ручеек», «Коза и волк». Заучиваем заклички, потешки, считалки, пословицы, поговорки, знакомим с приметами по временам года. Учу детей любить природу, свой поселок, не ломать, а посадить дерево возле своего дома, на улице. Я должна научить детей видеть красоту живого и стремиться ее защищать.
Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а, скорее всего, патология, или же непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоемах обитает много разных живых существ. Я учу детей видеть красоту природы в любом ее состоянии, будь-то дождь, ветер, метель. Обращаясь к народным приметам, я еще раз напоминаю детям, какими наблюдательными были наши предки. Познакомила детей с Красной книгой. Научить детей любви к живому - значит, обезопасить его от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе. Замечено, где нет уважения в семье, где ребенок слышит постоянные окрики, он может совершить безнравственный поступок: обидеть малыша, обобрать слабого, побить животное. Родителям таких детей даю советы - обращать их внимание на то, как можно исправить негативное поведение. Например, видя, как дети ломают деревья, предлагаю родителям вместе посадить цветы, дерево или что- то на грядке и вместе ухаживать. Не можете завести дома собаку, покормите бродячих, сделайте дома кормушку, а по дороге в сад обратите внимание на что-то интересное. Каждая встреча с природой должна приносить радость, не только от увиденного- но и от общения друг с другом.
Я воспитываю в наших детях чувство гордости за свою страну, за свою Родину. Знакомлю детей с понятием малой родины, с историей земли русской, когда-то она называлась Русь. Испокон веков ее защищали герои былин, проводились беседы о трех богатырях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, об Александре Невском, как с детства они готовились быть воинами, какую одежду они носили, какими видами оружия владели.
Знакомлю детей с символикой России : флагом, гербом, что они означают. Чем гордится Россия? Сильными, отважными, стойкими, мужественными людьми, красивой землей, которую воспевают в песнях и сказках, расписными матрешками, березовыми рощами, трудолюбием нашего народа.
Очень жаль, что между мной и родителями недостаточно взаимопонимания, которое способствовало бы бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка. Интерес к прошлому рождает настоящее, а через настоящее предвидит будущее. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего