Марина Поморцева
Консультация для родителей «Воспитание любви к родной природе в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: "Воспитание любви к родной природе в семье".
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей, в частности "Воспитания любви к родной природе в семье". Я рада Вам, рада, что Вы откликнулись на мое предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание любви к родной природе в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека?
Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. "Семья - это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро", - говорил В. А. Сухомлинский. Семья для ребенка - это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в воспитании ребенка приоритет, бесспорно, принадлежит семье.
В семье осуществляется преемственность поколение, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. Детский сад детей воспитывает, а в семье с родителями они живут, выполняют "общую работу". Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы", по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.
Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родителя рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: "Умел дитя родить, умей и научить".
Родители должны определить для себя цели воспитания, каким они хотят видеть своего ребенка?
Предлагаю вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причины?
• Загрязнение окружающей среды.
• Сокращение площади лесов.
• Опустынивание почвы, ее засорение.
• Изменение климата.
• Озоновые дыры.
С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания.
Какой же выход из сложившейся ситуации, что надо делать?
Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей людей, повышения их экологической культуры. Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, которая отражает взаимосвязь человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.
Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.
Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, веселая березовая роща, заливные луга, золотые хлебные поля.
Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.
В наставники себе я взял взял природу -
Великую из всех учителей.
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?
Прежде всего надо надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.
Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете ведь трудно прожить без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний. Об этом же говорил педагог Я. Корчак: "Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями".
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Что прежде всего нам поможет?
Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, в поле, к реке.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. При этом помните, что чувства - первооснова отношений.
А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?
• Бережное отношение - это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними.
• Заботливое отношение - готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников. Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.
При этом воспитывая отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдая правила поведения в природе.
Выработать бережное и заботливое отношение к животным, к среде их обитания можно только путем систематических упражнений под руководством взрослых.
Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих возможностей к ее защите, помогая ей, например в зимний период - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев. Весной - развешивая скворечники. осенью - собирая корма для птиц и т. д.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день, он познает - познает окружающий мир. Возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Каждый ребенок - исследователь по своей природе. Те вопросы, которые задают нам дети, всего лишь малая часть их нерешенных "проблем". Посмотрите карманы ребенка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье перышко, кусочек сосновой смолы. Вот и выходит, что все эти собранные ребятами "драгоценности" - своего рода овеществленные "почему", "зачем", "как".
Пока не угасли искры в глазах маленьких исследователей, пока не утрачен интерес к познанию, исследованию к окружающего мира, нужно помочь ребенку открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.
Как Вы думаете, хорошо или плохо, если дети задают вопросы?
Детские вопросы говорят о высоком уровне развития ребенка. Если дети их задают, значит, Вы сумели их заинтересовать. Вопросы не только помогают детям увидеть и познать мир, но и обогащают ум неожиданными открытиями. Ребенок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача - эти вопросы вызывать. Дети обычно задают очень много вопросов о природе.
Нужно ли сразу на них отвечать, как Вы поступаете?
Иногда полезно "схитрить", сказав, что Вы не знаете ответа. Возможно даже ответить неправильно, если уверены, что ребенок знает ответ, так как его правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно предложить ребенку понаблюдать за явлением и найти ответ.
Задает ли ребенок вопросы? Как часто?
Предлагаю и Вам ответить на ряд вопросов.
• Для чего зверям нужны хвосты?
• У какого зверя в листопад появляются детеныши?
• Чьи листья опадают осенью зелеными?
• Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
• Какие птицы зимой выводят птенцов и почему?
Хорошо, если во время наблюдения за погодой Вы используете народные приметы. Знакомство с приметами дает возможность сделать вывод, насколько наблюдателен наш народ, как умел примечать все в природе. Наша задача - донести, удивить, вызвать желание определять погоду с помощью многочисленных природных барометров.
Какие приметы Вы сами знаете? Знакомите ли с ними детей?
Среди большого разнообразия природных объектов дети часто теряются, они плохо в них ориентируются, не запоминают названия.
Каким образом можно помочь детям?
Зная о том, что ведущий вид деятельности дошкольников - игра. - это можно решить с помощью таких игровых приемов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию. сочиняя свои загадки, песенки, стихи. Подбирая сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читая дополнительно познавательную литературу и использую поэтическое слово. Организуя совместный просмотр телевизионных передач о природе. Играя дома в настольные игры природоведческого содержания, предоставляя возможность ребенку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастеря вместе с ним поделки из природного материала.
Для развития экологической культуры дошкольника необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отношению к природе.
Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.
Решение консультации для родителей
1. Организовывать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.
2. Использовать летний период для выезда за город и ознакомления детей с природой родного края.
3. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.
4. Предоставлять детям возможность в рисовании, лепке, аппликации отражать свои впечатления, полученные от общения с природой.
5. Собрать в группе фотоальбом "Природа и дети!"
6. Провести конкурс рисунка "Рисуем природу вместе с ребенком".