Инга Данилова
Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают её конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Публикация «Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Но воспитание читателя, способного воспринимать произведение искусства во всём его богатстве – процесс долгий и трудный. И всё-таки приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, т. е. с возраста, когда идёт формирование предпосылок читателя. Главная задача в том, чтобы на основе изучения условий, в которых протекает вызревание читательской личности малыша, высветить объективную картину его чтения, определить степень включённости в книжную культуру.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА
Приобщение ребёнка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов, как семья, детский сад. Какое же влияние оказывает каждая из сторон на первичное литературное воспитание?
Вхождение ребёнка в книжную культуру совершается не в пять или шесть лет, а гораздо раньше – в младенчестве, едва он только начинает приобретать первичное представление об окружающем мире, понимать речь взрослого, овладевать первыми словами.
Дело в том, что ребёнок к этому времени представляет интерес как начинающий читатель, превращающийся из слушателя в самостоятельного читателя. Ведь одни дети овладевают основными грамматическими формами родного языка и довольно хорошо, с увлечением читают; другие делают первые, очень важные шаги в этом направлении; а третьи выступают в роли слушателя, воспринимающего литературное произведение с голоса.
Однако, как бы то ни было, каждый ребёнок к пяти годам, а тем более к шести или семи, приобретает через взрослых свой первый литературный опыт. С этого времени начинается и так называемый «библиотечный возраст» ребёнка, когда взрослые (родители, воспитатели) впервые пытаются привлечь дошкольника в библиотеку.
Восприятие литературного произведения у старших дошкольников в сравнении с младшими поднимается на более высокую ступень. Именно в этот возрастной период начинает интенсивно формироваться творческое воображение, что означает: ребёнок уже не только способен создать представление об отсутствующих или незнакомых предметах, но и может оперировать представлениями, комбинировать их, преобразовывать, создавая новые, более сложные. А это, как отмечают психологи, влияет на восприятие художественного произведения, делая его более творческим.
Ребёнок этого возраста хорошо чувствует вымысел и легко проникает в необычную ситуацию. Интуитивно ощущая нереальность происходящего, он в то же время понимает возможность действия в сфере обычной жизни. Ребёнка старшего дошкольного возраста отличает особая наглядность и живость представлений. В процессе чтения он открывает самого себя. Все качества героя, ситуации, в которые он попадает, маленький читатель переносит на самого себя, становясь как бы соучастником событий. Такое восприятие происходящего – изнутри – способствует творческому процессу перевоплощения ребёнка, которое можно назвать основой эстетического восприятия прочитанного.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ
Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:
– познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей, позитивными и негативными стереотипами.
– расширить их представления о детской литературе.
– научить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.
Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка.
В настоящее время средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Задача детского сада — помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почётное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области?
Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
Советы родителям
Народные сказки
К выбору народных сказок для детского чтения надо подходить осторожно. Следует брать русские народные сказки, специально адаптированные для детей. В исходном виде произведения устного народного творчества бывают грубоватыми и нередко жестокими. Для детей оптимально подойдут сборник «Русские детские сказки» А. Н. Афанасьева, сказки в обработке А. Н. Толстого, в пересказах Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Выбирайте книжки с красивыми крупными иллюстрациями. Читая сказку, рассказывайте малышу о том, что изображено на картинках, предлагайте ему самому показывать персонажей.
Сказки о животных можно показывать с помощью пластмассовых, резиновых, мягких игрушек. Декорации легко изготовить из подручных средств. Прочитайте ребёнку сказку «Заюшкина избушка». Подберите с ним игрушки, соответствующие персонажам сказки: зайчика, лисичку, собачку, волка, медведя, петушка. Лубяную избушку зайчика можно изготовить из картонной коробки, прорезав в ней окошки и дверцу. Ледяной избушкой лисы может послужить прозрачный целлофановый пакет. Следующую встречу со сказкой «Заюшкина избушка» можно проводить уже с игрушками. Поставьте на стол домики зайчика и лисы. Взрослый будет читать книжку, а ребёнок – показывать происходящее, используя фигурки животных.
Для детей начиная с годовалого возраста оптимально подойдут сказки выдающегося педагога К. Д. Ушинского «Храбрая собака», «Лиса и гуси», «Коровка», «Петушок с семьёй», «Васька», «Мышки», «Козлятки и волк». Это добрые и поучительные произведения.
О вреде телевизионного и компьютерного «воспитания»
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. Современные малыши, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.
Старайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD-плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате (однокомнатной квартире, не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш малыш находится дома и бодрствует.
Зависимость от «движущихся картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат сесть за компьютер, вместо того чтобы почитать хорошую книгу. А ведь ребёнок строит свою модель поведения, глядя на родителей. Такой ли пример для подражания ему нужен? Будет нелегко приучить малыша к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг.
Необходимо также помнить, что длительное просиживание у телеэкрана и монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью всего организма. Нездоровая полнота и целый букет заболеваний многих современных детей являются зачастую следствием именно такого малоподвижного «телевизионно-компьютерного» образа жизни. А если учесть ещё низкий культурный уровень и негативную смысловую нагрузку большинства детских компьютерных игр и анимационных сериалов, характерной чертой которых являются насилие и агрессия, то можно утверждать, что страдает не только физическое, но и психическое здоровье детей.