Комарова Оксана
Принципы и методы возрастной психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы и методы возрастной психологии
Общефилосовские принципы (их методологические основы-законы бытия, единства и борьба противоположностей, перехода количественных изменений в качествен6ные, отрицание)
-общей связи (необходимость обхвата как можно большего информационного массива в исследовании определённых жизненных явления; максимальное установление системы их внутренних и внешних связей)
-принцип развития (изучение жизненных явлений в процессе собственной динамики, что позволяет установить объективные закономерности их функционирования)
Публикация «Принципы и методы возрастной психологии» размещена в разделах
-единство теории и практики (диалектика движения человеческого знания к истине; решающая роль практики в процессе познания, которая является критерием истины)
-управление процессом развития (стихийное становление человека, как правило, непредвиденные результаты, в основном – нежелательные или отрицательные)
Назначение общефилосовских принципов для возрастной психологии:
изучение человеческой индивидуальности как саморегулирующейся системы, которая является сложным меняющимся феноменом, а не чем-то застывшим, неподвижным, аморфным.
[bПсихологические принципы[/b]
-детерминизма (установление причинно-следственных связей в функционировании психических явлений, в следствии чего выясняютя особенности их истоков, динамики, прогнозируются возможные направления последующего развития)
-развитие в деятельности (выяснение особенностей филогенетического и онтогенетического становления личности; без деятельности психического развития невозможно: любая деятельность предполагает цель, условия и способы её достижения, результативность, мотивационную систему, а также систему саморегуляции- планирование, организацию, контроль, диагностику, оценки, моделирования, корректировки и долговременное прогнозирование психика как феномен является результатом предварительного личностного развития)
-единство сознания и деятельности (без деятельности невозможно развитие сознания как высшей формы психики: формирование сознания проявляется в продуктах деятельности, обусловлено активным отношением личности к окружающей действительности)
- системность анализа природы психических явлений (комплексность в изучении психики как сложной, многомнерной многоуровневой макросистемы, её структурный анализ, установление динамики, иерархических связей, отсутствие электризма, субъективизма, построение долгосрочных прогнозов)
-субъектность (неповторимость человека: изучение его индивидуальности, личностного становления; отрицания «бесполой педагогики», авторитаризма в обучении и воспитании, доминирование директивной педагогики)
Назначение общих психологических принципов для возрастной психологии познания объективных закономерностей становления личности с целью создания системы научно обоснованных рекомендаций для ее эффективного развития и саморазвития…
Специальные принципы
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности (выяснение типичных и нетипичных признаков в развитии)
-индивидуальное консультирование и прогнозирование возрастного развития личности (реализации дифференцированного подхода с целью обеспечения формирования психического здоровья)
Назначение специальных принципов и выяснение закономерностей возрастного развития на отдельных возрастных этапов и их внедрение в практику педагогической деятельности.
Основным методом исследования в возрастной психологии является наблюдение:
-Эксперимент:
-лабораторный;
-естественный;
-констатирующий;
-формирующий;
Это может быть наблюдение за собой, либо за другим человеком. Последнее чаще всего реализуется посредством эксперимента. Ввиду того что эксперимент делает возможным вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, позволяя таким образом создавать условия для отчётливого выявления психологического фактора, это делает его одним из главных и самых надёжных методов получения информации в научно-исследовательской работе с детьми.
Ребёнка включают в определённую эксперементальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, и наблюдая за реакцией испытуемого на воздействующие стимулы, делают вывод о том, какие из свойств его психики проявляются, а какие нет, в том числе о том, что он не может вербализировать при опросе.
Вспомогательные методы
-беседы;
-интервью;
-анкетирование;
-тестирование;
-анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
-проективные;
Каждый из этих методов проводят письменно или устно, как при индивидуальной работе с испытуемым, так и при работе с группой. Важное вспомогательное значение так же имеет проективный метод, заключающийся в анализе рисунков и других продуктов творческой деятельности испытуемого.
К дополнительным методом исследования так же относятся сравнительные методы исследования
-близнецовый;
-сравнение нормы и патологии;
-кросс-культурный;
-биографический;
Близнецовый (исследует роль воспитания, наследственности и среды)
Кросс-культурный (позволяет выявить особенности психического развития людей в различающихся культурах)
В возрастной психологии выделяют две основные стратегии проведения импирических исследований, целью которых является изучение изменений, происходящего с течением изменения времени.
Первый метод: метод изучения поперечных срезов, предсьтовляющий собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение результатов с данными, полученными при исследовании представителей другой возрастной категории; он позволяет собрать информацию о нормах, выявляя типичные возрастные характеристики.
Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд)нацеленный на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет применить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.