Татьяна Иваницкая
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка
Т. И. Иваницкая
воспитатель
ОГКУЗ «Братский областной
специализированный дом ребенка»
г. Братск
В доме ребенка проживают дети с различными нарушениями развития. Причин этому много: состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов. Попадая к нам, ребенку приходится привыкать к новым условиям, переживать период адаптации. При поступлении в дом ребенка малыш испытывает стресс (новые условия, незнакомые люди). Последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младенческого возраста в доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Забота о физическом развитии имеет особое значение в младенческом возрасте : ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия [1]. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Перед «близкими взрослыми» в доме ребенка стоит задача - вырастить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.
В связи с этим актуальным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство. Назначение данных технологий - сохранение, укрепление здоровья каждого малыша [2]. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и медицинского работника.
В своей работе мы применяем следующие технологии :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
- Пальчиковая гимнастика – проводится с детьми младенческого возраста индивидуально, в любой удобный отрезок времени. Тренирует мелкую моторику, стимулирует развитие активной речи, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции («Мальчик-с-пальчик, где ты был», «Сорока-Ворона», «Ивану-большаку…» и др.).
- Гимнастика для глаз – проводится в течение 2-3 мин. в любое свободное время. Используем наглядный материал (бубен, погремушка и др.) и показ (следим за предметом).
- Гимнастика пробуждения проводится в кроватках после дневного сна индивидуально с каждым малышом: потягивание, поглаживание, перевороты со спины на животик и др. с применением таких потешек, как «Потягушки-потягушечки». Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию.
- Хождение босиком по «дорожкам здоровья» - ходьба по дорожкам из нетрадиционного материала. Для поддержания интереса используем самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, мочалки, шнуры, пробки). Такой вид ходьбы направлен на профилактику и исправление плоскостопия. Проводим с малышами, которые уже могут ходить при помощи взрослого или самостоятельно.
- Релаксация - очень необходима нашим малышам, поэтому по мере утомляемости детей, проводим минуты тишины (слушание музыкальных произведений, музыкальные паузы, звуки природы, шум воды, голоса птиц).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
- Утренняя гимнастика – комплекс упражнений, специально разработанный для воспитанников дома ребенка в возрасте от 1мес. до 1 года. Гимнастика проводится с каждым малышом индивидуально.
- Физкультурные занятия проводим индивидуально с каждым малышом 2 раза в неделю. Занятие проводится в форме игры. Например : возьми погремушку, дотянись до мяча; доползи до зайки и т. д. Для того, чтобы малышу было интересно, движения сопровождаются песенками, стихами.
- Самомассаж кистей и пальцев рук, игры в «сухом бассейне» способствуют: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
- Массаж кистей рук и пальцев с помощью щеток, колючих мячиков и др. ; различных тренажеров (вкладышей, шнуровок, клавиатуры, мозаики, прищепок и др.). Су-Джок терапию активно используем в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.
- Занятия на мяче Фитболе позволяют не только укрепить мышцы всего тела малыша, но и способствуют расслаблению. Малыш в руках взрослого чувствует себя комфортно и безопасно. Мы используем в работе фитбольный мяч, начиная с 1месяца жизни малыша.
3. Технология музыкального воздействия:
- Использование спокойной музыки в течение всего дня, при укладывании спать, подъеме после дневного сна; в качестве фона для занятий и в свободной деятельности.
- Сказкотерапия. Чтение сказок, показ пальчикового, кукольного, настольного театра инсценировки песенок, потешек, стихов, сказок «Колобок», «Курочка ряба», «Репка» и др.
Реализацию этих методов и приемов осуществляем в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.
Закаливание солнечными лучами и воздухом, водой, с помощью воздушных ванн, способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.
Прогулки дают возможность проводить время на свежем воздухе. В режим дня для малышей в теплое время года входит дневной сон на свежем воздухе.
Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены [3]. Для этого используем следующие методические приё мы: показ, игровые приёмы; использование картинок, художественного слова, фольклора, инсценировок.
Для осуществления всех этих мероприятий мы стараемся правильно организовать предметно-пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей. Среда, в которой находятся наши младенцы, очень комфортна, безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей [4].
Для психологической безопасности стараемся сделать первые дни пребывания малыша в группе максимально комфортными.
Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразный метод телесной терапии: поглаживания, объятия, разговоры, игры на коленках, пальчиковые игры, игры забавы и др. Именно в младенческом возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Воспитателям приходится заменять воспитанникам дома ребенка маму, поэтому так необходимо обеспечивать эмоциональное благополучие, чтобы малышу было комфортно и безопасно, чтобы без ущерба его здоровью малыш мог спокойно пройти период адаптации к новым условиям.
Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.
Комплекс здоровьесберегающих мероприятий, которые мы проводим, начиная с детьми младенческого возраста, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество жизни каждого ребёнка.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка в дальнейшем - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.-132с.
2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.- 94с.
3. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников[Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / И. М. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 86 с.
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ [Текст] / Н. И. Крылова. -Волгоград: Учитель, 2008.-120 с.