МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Зимние напевы» в подготовительной группе

Рочева татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Зимние напевы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по развитию речи «Зимние напевы»

в подготовительной группе.

Программное содержание: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

- Развивать связную речь в суждениях о живописи, музыке, поэзии.

- Учить составлять рассказ при помощи алгоритмической таблицы.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятия пейзажных картин, видение

содержания и цветосочетание зимнего состояния природы.

Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток; разучивание стихов о зиме; знакомство с жанрами живописи: портретной, пейзажной, натюрмортом; рассматривание репродукций картин о зиме; первичное знакомство с картиной И. И. Шишкина «Зима».

Материал: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима» и портрет художника; конверт с письмом, карточки с оттенками снега, волшебный поясок, карточки для алгоритма.

ООД

Воспитатель читает стихотворение «Зима».

К нам письмо одно.

Очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

И конверт – из чистой льдинки.

А письмо – то на листе,

Как на беленьком стежке:

- На метелях к вам примчу,

Прилечу и закружу,

Снегом землю наряжу,

Все деревья и леса…

И подписано: «Зима».

Воспитатель. Сегодня мы выясним, что вы уже знаете о зиме, послушаем стихи, которые вы выучили, поговорим о зимнем пейзаже и составим рассказ о нём. А занятие наше так и назовём «Зимние напевы».

- Какой месяц завершает год и начинает зиму?

Дети: (Это месяц декабрь).

Воспитатель. Правильно. А. С. Пушкин посвятил этому месяцу стихотворение, которое

прочтёт (имя ребёнка).

1-ый ребёнок: Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

Воспитатель. Зима в самом разгаре. Снегу столько намело, что не проехать, не пройти.

Послушаем, как Сергей Есенин описывает это время года.

2-ой ребёнок: Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Воспитатель. А снежинки всё падают и падают с неба, лёгкие, узорчатые. И мы немножко побудем ими, читая стихотворение Ивана Сурикова:

(физкультминутка на координацию речи с движениями)

Белый снег пушистый (руки через стороны плавно поднять вверх)

В воздухе кружится (покачивания руками над головой)

И на землю тихо (попеременные плавные движения перед собой)

Падает, ложится. (медленно опускаем руки вниз)

И под утро снегом (круговые движения вокруг себя на месте)

Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)

Точно пеленою (повороты влево – вправо)

Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой (руки над головой, показать шапку)

Принакрылся чудной (показать крышу)

И заснул под нею (присесть)

Крепко, непробудно… (ладошки вместе, под щёку, глаза закрыть).

Воспитатель. Дети, а вы заметили, как по-разному из уст поэтов зима поёт свои песни: то она суровая, морозная; то звонкая, радостная; то метельная, печальная.

- Сейчас мы рассмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин (открывает картину «Зима» и даёт детям время рассмотреть её внимательно).

Задаёт вопросы.

1. О чём нам хотел рассказать художник? (О зиме в лесу).

2. Что покорило, удивило, порадовало его? (Красота зимнего, снежного леса).

3. Какой же это лес: молодой или старый? (Старый, дремучий, вековой лес).

4. Почему вы так решили? (Деревья огромные с толстыми стволами, старые деревья наклонились, трухлявые и гнилые упали).

5. Как называются эти деревья? Какой это лес? (Это ели, лес еловый).

6. Слева лес редкий, деревья друг от друга растут на большом расстоянии, а какой лес справа? (Частый лес, непроходимый, дремучий, тёмный, чёрный, непролазный).

- Кажется, что там не ступала ничья нога.

3-ий ребёнок: Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.

(С. Чёрный)

7. Издали или близко показал нам художник лес? (Очень близко, не видно даже верхушек елей).

8. Что привлекло внимание художника на переднем плане, что хотел, чтобы мы с вами увидели? (Снег в лесу).

- Про него хорошо написал Фёдор Тютчев.

4-ый ребёнок: Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

9. Какого цвета снег в разных местах? (На переднем плане – бело-кремовый, на опушке – желтоватый, вдали – коричневый, в глубине леса – голубой).

10. Посмотрите на картину и подумайте, почему художник использовал эти цветовые тона? (Он использовал в основном холодные тона, потому что хотел показать, что в лесу холодно, морозно).

Воспитатель. Полюбуемся картиной, послушаем отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима» и насладимся тихой песней морозного дня.

(Звучит отрывок из пьесы)

11. Понравилась вам песня?

12. Что ощутили вы? (Красоту и тишину леса, лес заснул, лес неподвижный, сонный).

5-ый ребёнок: Снежинки медленно летят –

Крупные, тяжёлые.

Я не узнала старый лес,

Когда пришла из дома.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной,

Как заколдованный дворец

Царевны ледяной.

13. Видите ли вы кого-нибудь живого в лесу? (Птичку).

- Да, это птичка на ветке. Она как бы приглашает вас на весёлую опушку вдали).

Воспитатель. Представьте себя на этой опушке и поиграем с вами в снежки.

Пальчиковая гимнастика «Снежки».

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. (лепят снежок, меняя ладони)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (подбрасывают, смотрят вверх)

Два – поймаем, (хлопок в ладоши)

Три – уроним, (руки в стороны)

И…сломаем. (хлопок в ладоши)

Воспитатель. Мы часто составляем рассказы с помощью «Волшебного пояска». Сейчас вы внимательно рассмотрите картинки – подсказки и составите по ним рассказ о

картине И. И. Шишкина «Зима».

(Рассказы детей)

Воспитатель. Мы с вами увидели, услышали, как художник, поэты, композитор почувствовали в своих произведениях и передали нам разные напевы зимушки – зимы. Вы сами побывали в роли писателей и составили рассказы по картине И. И. Шишкина «Зима».

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних.

Конспект НОД по развитию речи «Зимние виды спорта» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Зимние виды спорта» в подготовительной группе Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Зимние напевы» в подготовительной группе
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 20:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Зимние напевы» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Рочева татьяна (УИ 2025859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД