Елена Облова
Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления
▼ Скачать + Заказать документы
Применения ТРИЗ-технологии в ДОУ очень широко. ТРИЗ – технология –очень универсальна, ее можно использовать практически во всех видах деятельности. Ее применение возможно в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в играх, в кружковой работе. Сегодня я бы хотела подробнее рассмотреть применение технологии триз в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Применение элементов технологии ТРИЗ для развития логико-математического представления» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Я хочу начать с метода дихотомии, который мне очень понравился и я начала использовать его в своей работе. Этот метод заключается в поиске признаков объектов и исключении ненужных, что помогает быстро сузить область поиска необходимой информации для эффективного решения поставленной задачи.
Для успешного применения метода дихотомии (сужение области поиска) на практике, необходимо проводить с дошкольниками систематические упражнения в разных предметных областях, в том числе формировании математических представлений.
Главным инструментом для работы с детьми по обучению сужения поля поиска является игра "Да - Нет". С помощью этой игры можно тренировать детей по сужению поля поиска по разным предметным областям, на основе нее разработаны упражнения и в математике: числовая игра "Да - Нет", пространственная "Да – Нет"
Применение метода дихотомии в математике позволяет научиться детям сужать поле поиска в числовом ряде с помощью нужных вопросов, гораздо быстрее освоить порядковый счет, учит сравнивать числа, выделять большее и меньшее число, определять середину числового ряда, помогает усвоить понятие последующих и предыдущих чисел.
Это вид деятельности очень интересен дошкольникам и развивает познавательные способности.
Игру «Да - Нет» с детьми своей группы обычно провожу коллективно и включаю в занятие по развитию элементарных математических представлений. Для работы используется бумажная лента с числовым рядом, которая сгибается.
Я предлагаю детям поиграть в игру «Да-Нет» с числами, загадываю одно из них. Перечислять числа ряда нельзя. Дети задают вопросы по поиску этого числа в ряду, на которые можно ответить только да или нет. Например, «Это меньше пяти?» и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это цифры от 0 до 4. Это больше 6? Принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда, перечислять числа нельзя.
Далее можно усложнять игру и загадывать число без наглядности (без числового ряда, также можно для игры использовать ряд с количественным изображением однородных объектов (точек). В вопросах дети используют слова "до", "после", "между", "перед", "предыдущий" и "последующий" В подготовительной группе можно рассматривать не числовой ряд, а ряд десятков до 100. Также можно освоить числовой ряд от 0 до 20 с введением единиц.
В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве.
С помощью игры «Да–Нет» можно освоить и пространственные ориентировки. В средней группе с детьми я начинала играть в эту игру в линейном пространстве (картинки ставятся в одну линию). В процессе игры дети быстро учатся ориентироваться, используют термины: «середина», «право – лево», «крайние», «между». В линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. Также нельзя перечислять предметы, нужно задавать вопросы сужающие поле поиска, например : «Этот предмет справа от матрешки?» Когда дети усвоили правила игры, то с удовольствием играли самостоятельно.
Допускается увеличение линейного ряда до 25 предметов. После освоения игры в линейном пространстве, предложила игру, где предметы расположены в вертикальную линию. Тогда при отгадывании дети стали использовать такие термины, как «выше – ниже», «на уровне глаз».
В старшей группе я предложила детям игру «Да-Нет» на плоскости, употребляя слова «центр», «правая – левая часть», «верхняя – нижняя часть», «дальняя – ближняя часть», «правый угол», «верхний угол», «нижний угол», «левый угол», «сторона» плоскости. В процессе игры развивается умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости, обучаются умению ориентироваться в плоскостном пространстве, обогащается словарь вышеперечисленными терминами. На начальном этапе фигуры, не участвующие в поиске, постепенно убираются с плоскости.
Далее игра проводится в пространстве, в группе. В начале это достаточно сложно, поэтому не нужно спешить и помогать детям жестами, которые помогают играющим понять, в какой части комнаты ведется поиск. Играя ведущий и играющие должны занимать одинаковую позицию по отношению к загаданному предмету. Играя у детей развивается умение сужать поле поиска в объемном пространстве, они обучаются умению ориентироваться в пространстве, обогащают словарь терминами: «центр», «правая – левая часть комнаты», «верхняя – нижняя часть комнаты», «дальняя – ближняя часть комнаты», «верхний – нижний угол», «ближний - дальний угол», «правый – левый угол», «правая – левая сторона», «задняя – передняя часть комнаты», «выше – ниже уровня глаз».
Также в работе по формированию математических способностей я использовала метод «Объект – Имя признака – Значение признака» : формирование понятия, что у каждого объекта есть имя признака (например, цвет) и конкретное значение этого признака (красный, изменение имени признака объекта при решении проблемной ситуации, есть основной инструмент стратегии работы с творческой задачей. Работа с именами признаков – это база сенсорного воспитания дошкольников.
Для формирования умения у детей работать по модели «Объект – Имя признака – Значение признака» я изготовила дидактические игры «Найди пару», «Загадочные прятки», «Что я знаю?». Я изготовила их по шаблону, привезенного с форума «Педагоги России». Играя в эти игры дети усваивают
После я изготовила дидактическую игру «Цепочка из фигур» и «Логические рядочки» на закрепление признаков форма, цвет, размер, на закрепление знания геометрических фигур и умению подбирать объект, отличающийся только одним признаком. Для проведения этой игры необходим набор геометрических фигур.
Также я играю с детьми в игру с элементами триз на закрепление математических понятий "Найди противоположное слово" начиная со средней группы ( математика: геометрическая форма – округлая, а бывает – угловатая, высокий –низкий, широкий - узкий).
Для закрепления имен признаков (форма, цвет, размер, вес, время,) и их значений в работе я использую дидактические игры «Что может быть таким?» Целью является отгадывание детьми загаданного ведущим объекта по перечисленным свойствам, признакам, функциям объекта. Игра «По домам» учит находить одно общее свойство у множества объектов,
«Каких фигур не достает?» дети упражняются в последовательном анализе нескольких групп объектов, выделяют признаки, свойственные фигурам каждой из групп. При закреплении геометрических фигур я использовала игру «Теремок». Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. В процессе игры дети не только закрепляют знание фигур, но и закрепляют умение выделять общие признаки и наоборот отличительные признаки фигур.
Упражнять детей в классификации помогают игры «Чем похожи и чем отличаются?» Игра помогает научить видеть как минимум 2 классификации. С помощью игр «Что в кругу?», «Шифровка» дети учатся определять основание классификации.
Я широко использую игры на определение линии развития объекта, например, " Чем был - чем стал" 6 «Было числом 4, а стало числом». Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получилось число 5? Или : «Было число 5, а стало 4», «Что нужно сделать, чтобы получилось число 4?»
Игры на определение линии развития объектов я провожу при закреплении понятий «много-мало» при уточнении понятия относительного размера.
Например, этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Луж после дождя было много, а стало мало, потому что она испарилась. И наоборот.
Это было раньше маленьким, а стало большим. Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. И наоборот, это было раньше большим, а стало маленьким. Машина стоит рядом и кажется очень большой, а когда уехала далеко стала маленькой; шоколадка была большой, а когда почти доели – маленькая.
При ознакомлении с понятиями «Раньше-позже». Я закрепляю части суток, дни недели, используя слова: «Какая часть суток сейчас? А что было раньше? А еще раньше?» При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"… «Какой сегодня день недели? (вторник) А какой день недели был вчера? (понедельник) Какой день недели будет завтра? А послезавтра?»
Также для формирования математических знаний я использую игру «Где живет?» на выявление над - системных связей. На мой вопрос о том, где живет, например, цифра 3? Дети ищут ответы : в днях недели, в месяцах года, в днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада) Где живет число 4? (ножки у стола, 4 книжки на полке). я также провожу игру, показывая или называя фигуру, прошу детей называть предметы, в которых есть такие формы или которые состоят из этих форм, то есть «где они живут». Кто последний назовет - тот и выигрывает. Прямоугольник. (столе, в шкафчиках, окне, на моей рубашке, на полу, у линолеума рисунок, в каблуке…
Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ является развивающая игра танграм, дети старшей группы очень любят ее и играют в основном самостоятельно в режимные моменты, когда мы только с ней знакомились я включала эту игру в НОД. Эта игра способствует развитию мышления, формирует у детей восприятие цвета и формы.
Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр по технологий ТРИЗ, можно сделать вывод: что дошкольник, овладев умениями понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.