Татьяна Юрченко
Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде"
Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием элементов ТРИЗ „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Задачи: 1. Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями. 2. Применять методы ТРИЗ при решении задач. 3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Опыты с водой; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
Материалы: Иллюстрации с изображением разных состояний воды; карточки с изображением «маленьких человечков»; оборудование для опытов (стаканы с водой, мука, сахар, соль, растительное масло);
Ход занятия: - Станем рядышком по кругу, - Скажем «Здравствуйте» друг другу. - Если каждый улыбнется, - Утро доброе начнется.
Воспитатель: Я сегодня получила письмо от жителей городка «Лей-лей-не жалей». (Письмо). Они рассказали о том, что не умели беречь воду, тратили её налево и направо, волшебница забрала у них воду и сказала, что вернет её только тогда, когда они поймут, что «Вода-это удивительное чудо». Сегодня мы собрались, чтобы больше узнать о воде, познакомиться с её удивительным миром, какая она бывает, для чего нужна. И, конечно, поделиться этими знаниями с жителям городка «Лей-лей-не жалей». Игра «Что общего?» (Иллюстрации с изображением: кувшин с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке). Воспитатель: - Ребята скажите, что изображено на картинках? (Ответы детей). - Почему эти картинки, я объединила вместе? (Это все - вода).
- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды – жидкое, твердое, газообразное. Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по-разному: могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, от температуры окружающей среды. - Ребята, а можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Ответы детей).
Игра малой подвижности «Маленькие человечки» - Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». - Скажите и покажите, как ведут себя твердые человечки? (Крепко держатся за руки, через них трудно пройти). - Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, руки на поясе). - Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Моделирование ММЧ. А теперь давайте поиграем. Я буду называть состояние воды, а вы покажите, из каких маленьких человечков она состоит. (Море, лед, облако, снег, лужа, пар). - А сейчас задание усложним. Проходим к столу и делимся на две команды. Каждой команде, дается две картинки, к которым нужно подобрать, правильную схему. (Стакан с водой, чашка с чаем, стакан со льдом, тарелка с горячим супом).
Игра «Хорошо - плохо» Воспитатель: Как вы думаете ребята, вода – это хорошо или плохо? Когда вода – это хорошо?
Дети: Когда вода нужна для питья, чтобы умываться и мыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения. В воде и около нее обитают различные животные и птицы. Воспитатель: Какую опасность может таить вода? Когда вода - это плохо? Дети: Если напиться холодной воды, т можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если много поливать цветы, то они погибнут. Бывают шторм, сильные наводнения, которые разрушают дома, уничтожают всё живое.
Игра «Где живет вода» Детям раздаются предметные и сюжетные картинки. Нужно положить капельки на те картинки, в которых содержится вода и есть действия с водой. Затем каждый ребенок объясняет, почему положил капельку на эти картинки. Похвалить детей после игры, предложить отдохнуть и немного поиграть
Физкультминутка «Тихо плещется вода» Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке. (Плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания – руки вверх и в стороны) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети приседают)
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести небольшое исследование. Для каждого из вас я приготовила стаканчики с водой. Скажите, какая вода (Повторение свойств воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса).
Вот сколько свойств воды вы знаете! Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества. Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила. Дети: Соль, сахар, масло растительное, песок, мука. Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположения детей). Давайте проверим, возьмите по ложке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей). Итак, назовите, что растворилось в воде?
Дети: Соль и сахар. Воспитатель: Какие вещества не растворились в воде? Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает капельками на поверхности воды; песок осел на дно стакана; мука в воде не растворяется, при перемешивании вначале образуется мутная жидкость, а потом мука оседает на дне. Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вопросы к детям: - Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода (Вода нужна,для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы).
Сейчас каждый из вас сможет превратиться в «капельку» и рассказать нам, для чего она нужна. Метод эмпатии по ТРИЗ. (Дети берут по одной карточке и встают в круг). Раз, два, три, четыре Дети в капли превратились.
Я - капелька, живу в реке для того, чтобы люди могли купаться, плавать. Я - капелька, живу в кране для того, чтобы люди могли мыть руки и готовить еду. Я - капелька, живу в море для того, чтобы плавали морские животные и рыбы, чтобы ходили корабли. Я - капелька, живу в облаке для того, чтобы шел дождь и поливал землю. Я - капелька, живу в почве для того, чтобы росли растения. Я - капелька, живу в стакане для того, чтобы люди могли пить.
Воспитатель: Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, так как в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? Дети: Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать.
Итог занятия: Ребята, как вы думаете, мы помогли жителям городка «Лей-лей-не жалей», понять насколько важна вода и что нужно ее беречь? Что вам больше всего понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии? Что сегодня показалось самым трудным?