Ирина Клещевникова
Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети с РАС понимают то, что они видят лучше, чем то, что они слышат.
Для таких детей характерен визуальный стиль обучения. Применение визуального расписания на занятиях у ребёнка с РАС является эффективным методом который облегчает обучение таких детей, помогает наладить эмоциональный контакт, снижает тревожность и исключает появление нежелательного поведения.
Публикация «Применение визуального расписания в работе логопеда с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Эффективность этого метода можно проследить на примере Алексея К. который посещает отделение ОВЗ нашего центра. Алексею 10 лет, диагноз аутизм, системное недоразвитие речи 1-ого уровня.
Особенности речевой сферы: без речевой, редкие вокализации, частично понимает обращенную речь, коммуникация на низком уровне.
На логопедических занятиях были выявлены следующие проблемы: ребенок отказывался подчиняться правилам, бегал по кабинету, раскидывал и рвал все, что попадалось ему под руки, практически не мог сидеть за столом.
Для того чтобы наладить с Алексеем взаимодействие и исправить его нежелательное поведение мной было введено в учебный процесс визуальное расписание.
Понаблюдав за игровой деятельность мальчика и побеседовав с бабушкой, я выяснила в какие игры и игрушки предпочитает играть Алексей, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве подкрепления за правильно выполненные задания и хорошее поведение на занятиях. Оказалось, что Леша любит связывать между собой различные веревки, играть в мозаику, собирать рамки – вкладыши.
Работу по знакомству Алексея с визуальным расписанием я начала с доски «Сначала – Потом». Это визуальная последовательность из двух изображений: «Сначала» - карточка с изображением занятия, «Потом» - карточка с изображением того приятного момента, который ожидает Алексея в конце занятия. В нашем случае это были либо веревочки, либо мозаика.
Когда Леша привык к доске «Сначала – Потом» я стала вводить поэтапное визуальное расписание логопедического занятия. Это специализированный планшет с набором карточек – пиктограмм, на которых словом был обозначен какой – либо вид деятельности, которые ему необходимо было сделать в течение занятия.
Планшет – расписание должен все время находится в зоне видимости ребенка. По мере выполнения заданий Алексей сам перекладывает эти карточки с одной стороны «Надо сделать» на другую «Сделано». Леша всегда знает, что как только все карточки будут переставлены в строку «Сделано» занятие закончится, и он получит свое поощрение.
На начальном этапе введения визуального расписания занятия, я выбирала интересные и наименее сложные для выполнения задания. Постепенно задания стали усложняться, увеличилось их количество и время взаимодействия с педагогом.
В результате введения визуального расписания ребенок перестал вскакивать с места, бегать, портить и разбрасывать дидактический материал. Такое расписание учит ребенка последовательности действий во времени, помогает изучать новое и автоматизировать известное, помогает избежать на занятиях нежелательного поведения ребенка.
Но работа по визуальному сопровождению детей с РАС в нашем Центре не ограничивается только логопедическим кабинетом. В холе, для детей, висит визуальное расписание занятий на каждого ребенка, где он видит каких специалистов он посетит сегодня и каким видом деятельности будет заниматься. У каждого педагога отделения ОВЗ на двери кабинета висит карточка – логотип с названием специалиста или помещения.
В заключении хочется сказать, что визуальная поддержка детей с РАС это своеобразный якорь, который в моменты волнений и штормов помогает ребенку оставаться на плаву.