Светлана Морозова
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии? Тому есть причины. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Ранний возраст - период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка, формирования разнообразных умений и поведения.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Умственное и нравственное развитие ребёнка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения.
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья малышей.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии- разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Теоретические моменты понимания и применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Ведущий принцип здорвьесберегающих технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Суть здоровьесберегающих технологий понятна из их названия. Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые умения и навыки по здоровому образу жизни.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические (контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Задачи здоровьесберегающих технологий по ФГОС:
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду
Правила применения здоровьесберегающих технологий
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• “Не навреди!”
• Принцип сознательности и активности.
• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
• Принцип доступности и индивидуальности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей, то применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
С чего я начала? Какова практическое применение данного метода?
Используя современные достижения науки и практики по оздоровлению детей, задачи основной образовательной программы детского сада были определены технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей раннего возраста:
Медико-профилактическая технология – обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей.
Динамические паузы
Пальчиковые игры
Дыхательные упражнения
Физкультминутки
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Хороводные игры
Ходьба по дорожке здоровья
Гимнастика пробуждения
Технологии обучения ЗОЖ направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка посредством различных комплексов и мероприятий физкультурно-спортивного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Физическая культура 2 раза в неделю
Физкультурные развлечения 1 раз в месяц
Самомассаж
Коммуникативные игры
Коррекционные технологии – эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Игры с водой и песком
Игротерапия
Ароматерапия
Музыкотерапия
Ароматерапия
Вышеперечисленные технологии применяются в различных видах образовательной деятельности, в формах работы, реализуются в режимных моментах, а также в индивидуальной организованной образовательной деятельности. Так же немаловажный аспект-соблюдение режима дня ребенка, проведение прогулок на свежем воздухе, правильно организованная здоровьесберегающая среда в группе.
Работа проводится системно, с подключением медицинского персонала дошкольного учреждения, а также с вовлечением родителей и самих детей. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей проводится система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, полезная информация, беседы, личный пример педагога.
Заключение
Применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуют формированию у педагогов, родителей, детей положительной мотивации и ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
3. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
4. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”