юлия михеева
Применение технологии «Дары Фребеля» на логопедических занятиях
▼ Скачать
Применение технологии на логопедических занятиях
Всем известно, что основной формой организации деятельности с детьми дошкольного возраста является игра. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Игра, как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
Публикация «Применение технологии „Дары Фребеля“ на логопедических занятиях» размещена в разделах
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, можно применять для развития речи. В зависимости от поставленных целей, я разделила игры на блоки.
1 БЛОК Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.
2 БЛОК Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).
3 БЛОК Игры на формирование звуковой культуры речи.
4 БЛОК Игры на формирование фонематического восприятия.
5 БЛОК Игры на формирование навыков чтения и письма.
6 БЛОК Игры на развитие мелкой моторики.
7 БЛОК Игры на развитие психических функций.
1 БЛОК Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.
Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).
«Подарки».
Цель: развитие грамматического строя речи.
Дети делятся на подгруппы, и им предлагается перекидывать шарики своему напарнику со словесным сопровождением. Например : «Я хочу подарить тебе зеленую травку,./желтое солнечное настроение.»
«А сколько у тебя?»
Цель: развитие грамматического строя речи, согласование прилагательных с числительными.
Дети берут определенное количество палочек, а педагог показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например : 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т. д.
«Волшебные превращения».
Цель: развитие грамматического строя речи, воображения.
На столе лежат фигуры, детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить, какой либо предмет или вещь. Например, желтый треугольник — превратится в юбочку для куклы; красный квадрат — в скатерть красного цвета; белый круг — в белую тарелку; и т. д.
«Волшебный мешочек».
Цель: развитие грамматического строя речи.
Ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет и составить словосочетание: зеленое (яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.
2 БЛОК Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация).
Формировать понятия «слова - предметы», «слова- действия», «слова- признаки», «предлог».
«Подбери слово-действие» (модуль № 10)
Цель: развитие глагольного словаря.
Дети, подбирают действия к предмету выкладывают горизонтально палочку. Сорока (что делает) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.
«Подбери признаки к словам» (модуль № 10)
Цель: образование прилагательных.
Дети, называя прилагательные — выкладывают треугольники.
День весной (какой) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный.
3 БЛОК Игры на формирование звуковой культуры речи.
В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.
«Пчелы и змеи» (модуль 2)
Цели: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая — «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать: пчелиный король — куб (мед) и змеиный — цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» — «ж-ж-ж», а «змеи» — «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.
«Выложи звуковую схему слова» (модуль 7, 10)
Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.
Выложи схему к слову.
«Бусы для мамы» (модуль 11)
Цель: развитие звуковой культуры речи.
Проговаривай за мной слова с заданным звуком. Если правильно произносишь слово, нанизывай бусину на шнурок.
«Гусеница» (модуль 11)
Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
Назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета.
4 БЛОК Игры на формирование фонематического восприятия.
«Хлопни столько раз, сколько палочек» (модуль 8).
Цель: Развитие слухового восприятия.
Усложнение: Хлопни столько раз, сколько красных палочек, или сколько коротких палочек, или хлопни столько раз, сколько синих палочек, топни столько раз, сколько зеленых палочек и т. д.
«Дорожки»
Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
Посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек. Усложнение: Какое слово самое длинное? Короткое?
5 БЛОК Игры на формирование навыков чтения и письма.
«Выложи букву» (модули 8, 12)
Цель: закрепление представлений образа буквы.
Или преврати элемент в букву, найди «лишнюю» букву, «неправильную» (зеркальное отражение).
«Выложи словечко»
Цель: развивать пространственные представления, формировать навыки буквенного анализа и синтеза, совершенствовать мелкую моторику.
6 БЛОК Игры на развитие мелкой моторики.
«Танец кубиков» (модуль 3)
Цель: развитие мелкой моторики и воображения.
Перед детьми располагается схема, по которой нужно выложить узор.
«Выложи по образцу»
Цель: развитие мелкой моторики и внимания.
Ребенок выкладывает узор по образцу.
«Укрась торт», «Укрась платье для куклы»
Цель: развитие мелкой моторики и воображения.
Ребенку предлагается из мелких кнопок и геометрических фигур украсить платье или торт.
«Разложи по ячейкам»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.
Применяя метод моделирования, с помощью модуля №7 можно пересказать или составлять рассказы, используя в качестве заместителей различные геометрические фигуры, например, чистоговорки: Цыпленку на подносе сыплет просо Фрося. Все косы у Фроси в просе.
7 БЛОК Игры на развитие психических функций.
«Сделай, как у меня»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Ребенок должен выложить фигуру по образцу («продолжи узор»).
«Выложи, как запомнил»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Ребенок выкладывает фигуру из геометрических фигур по памяти.
«Придумай и выложи несуществующее животное»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Ребенок выкладывает «несуществующее животное» животное.
«Дополни картину»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики, осведомленности с окружающим миром.
Перед ребенком лежит карточка с изображениями леса, деревни, пруда и т. д. Ребенок выкладывает «недостающие» предметы и изображения из фигур, колец, кнопок.