МАРИНА КАЗЕЕВА
Применение приёмов ТРИЗ в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
НООД. Развитие речи в средней группе
Тема недели: "Деревья. Лес"
"Встреча с Лесовичком"
Цель: Развитие связной речи и мышления у детей при обучении творческому рассказыванию по картине средствами ТРИЗ.
Задачи:
1) на развитие познавательных способностей:
Уточнить представления детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.);
Продолжать упражнять в классификации растений и животных мир леса;
Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
2) на развитие связной речи:
Публикация «Применение приёмов ТРИЗ в образовательной деятельности» размещена в разделах
Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб - дубовый, клен - кленовый, береза - березовый, осина - осиновый) и подбирать слова-антонимы (грустный - веселый, ленивый - трудолюбивый);
Упражнять детей в составлении короткого описательного рассказа по картине;
Развивать фонематический слух.
3) воспитательные
Развивать умение применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.
Материал к НООД. Аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; картинка Старичка-Лесовичка; картина «Осень в лесу».
Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада.
Воспитатель: (в кругу) - Ребята, какое время года за окном?
- Я с вами не согласна, сейчас на улице зима?
- Почему, вы, решили, что время года осень? Докажите мне.
- Вы сказали, что осенью идут дожди.
- Как не намокнуть под дождем. (метод мозговой штурм)
Дети:(не ходить на улицу, укрыться под крышей в беседке, идти под зонтиком, быстро пробежать если небольшое расстояние)
Воспитатель: Спасибо, учту все ваши предложения.
Воспитатель: отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Воспитатель: Закройте глаза, я вам расскажу сказку о лесе. А вы представьте картину, которую нарисовал художник (ставим на мольберт)
- Откройте глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту?
Воспитатель: Эту картину прислал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он?
В лесу, в бору, живёт старый старичок. На нём красный колпачок. Это старичок
(Лесовичок)
(Воспитатель за ширмой)
Старичок - Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята?
Дети: Мы не грустные.
Старичок - Лесовичок. Здравствуйте ленивые ребята?
Дети: Мы трудолюбивые!
Старичок - Лесовичок. Здравствуйте не дружные ребята?
Дети: Мы дружные!
Старичок - Лесовичок Здравствуйте Незнайки?
Дети: А мы знайки. Всему учимся.
Старичок - Лесовичок. А какие правила нужно соблюдать в лесу?
Старичок - Лесовичок. Вот я сейчас и проверю всё ли вы действительно знаете?
Хотите попасть в мой сказочный лес?
(Ответы детей).
Физкультминутка
«Собери листочки к своему дереву»
Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него.
Старичок - Лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист.
Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый
Старичок - Лесовичок. Что произошло с листочками? Где были листочки?
(Висели, пожелтели, покружились, упали).
Старичок - Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая, а волшебная - она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.)
Вспомните как пахнет в лесу?
Старичок -Лесовичок. А теперь давайте откроем глаза и еще раз посмотрим на мою
картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить).
-Что вы видите на картине?
Дети. Лес, в нем много деревьев.
Старичок -Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?
Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные. (Ввкладывается пиктограмма «Разные деревья»).
Старичок-Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?
Дети. В лесу растут грибы.
Проблемная ситуация.
Старичок - Лесовичок. Встретил я Незнайку позвал меня в лес за грибами, а сам и не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. А вы знаете?
Старичок-Лесовичок. И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из спелой черники, сочной малины и т. д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды»).
Старичок-Лесовичок. Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?
Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Все они прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма «Насекомые и лесные звери»).
Старичок - Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит лес человеку? (Ответы детей).
Старичок - Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине. Начните рассказ так: «Как красиво в лесу) А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы.)
Старичок - Лесовичок. Какие чудесные получились у вас рассказы
А теперь мне пора прощаться. До свидания!
Воспитатель: Ребята, мы с вами в осеннем лесу. Нас много. И вдруг кто-то из девочек отстал от нашей группы. Что вы будете делать?
Дети: кричать «АУ!»
Поиграем в игру «Узнай по голосу» (совместная деятельность)