Ольга Кантемирова
Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению.
Публикация «Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом,методами и приемами по созданию условий для развития речи детей, с помощью ТРИЗ
Задачи:
Дать представление о многообразии приемов в речевом развитии детей с помощью ТРИЗ технологии.
Познакомить с практическим применением игровых приемов с использованием ТРИЗ-технологии.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ребёнка.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В. А. Сухомлинский)
Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка, это начало большого пути, переход на следующий возрастной этап жизни. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.
В современном обществе успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей.
Уважаемые педагоги, с каждым годом всё больше детей страдают нарушением речи. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Все психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение - развиваются через речь.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений в развитии детей является :речевое развитие.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает
• Овладение речью как средством общения и культуры.
• Обогащение активного словаря.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
• Развитие речевого творчества.
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
• Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
В настоящее время в современной дошкольной педагогике большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместес тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Поэтому в ходе своей работы, по речевому развитию детей я использую различные приемы и методы ТРИЗтехнологии.
Теория решения изобретательских задач, разработана Бакинским ученым, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".
Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами. Один из методов - аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, «Ты – птица, которая закрыта в клетке. Тебе очень хочется на волю, но клетка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
Один из наглядных приемов, используемых мной в работе с детьми, называется:
«Предметы из сказки».
Детям предлагаю назвать сказку, в которой есть этот предмет и главных героев. Я предлагаю вам выступить в роли детей.
яйцо — «Курочка Ряба», «Кощей Бессмертный», «Гадкий утёнок»;
яблоко — «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Гуси — лебеди»;
Кот — «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Кот, петух и лиса»;
Цифра три — «Три медведя», «Три поросёнка», «Три богатыря»;
Лягушка — «Царевна лягушка», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Теремок».
Следующий прием: Словесный
«Волшебная палочка»
(Воспитатель передает волшебную палочку и говорит название сказки ребёнок должен исправить неправильное название, на - верное)
«Суп из топора» - «Каша из топора»
«По - заячьему велению» - «По щучьему веленью»
«Зелёная шапочка» - «Красная шапочка»
«Кот в туфлях» - «Кот в сапогах»
«Два поросёнка» - «Три поросёнка»
«Лиса и цапля» - «Лиса и журавль».
«Волк и пятеро щенят» - «Волк и семеро козлят»
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка» - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Мальчик с ладошку» - «Мальчик с пальчик»
«Сивка-Мурка» - «Сивка – Бурка»
Игра с мячом «По кругу»
Добавь словечко к названию сказки
- Гуси – Лебеди.
- Царевна – Лягушка.
- Аленький – Цветочек.
- Вини – Пух.
- Маша и – Медведь.
- Заюшкина – Избушка.
- Крошечка – Хаврошечка.
- Сивка – Бурка.
- Мальчик - с пальчик.
- Красная – Шапочка.
- Спящая – красавица.
- Вершки – корешки.
"Сказочный мяч»
Активно используется пособие "Сказочный мяч", с помощью которого детей учим подбирать к заданному слову действие, описание. Воспитатель предлагает слово – существительное, а ребёнок подбирает прилагательное, глагол.
«Красная шапочка» - Шла к бабушке.
«Крокодил Гена» - зелёный, добрый.
«Найди домик для героя сказки»
На полу разложены иллюстрации героев сказок. На магнитной доске, столе - размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
По команде воспитателя: «Раз, два, три по сказочному кругу беги», дети идут по кругу. По команде «Раз, два, три сказочную картинку бери», дети останавливаются, берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Ко - ло -бок, Кот, Зо- луш-ка, Дюй -мо- воч -ка, Волк, Ру-са-лоч-ка, Ли-са, Мальвина, Айболит, Петух)
«Отправь героя сказки в путешествие» (по аналогии «Домик для героев сказок»)
Круги Луллия:
«Цветное колесо», состоящее из 8 секторов с изображениями картинок по определённой теме. Дети находят те слова, которые начинаются с заданного звука, который может находиться в любом месте слова (начале, середине, конце); слова, состоящие из 2-х (3-х) слогов.
«Чудо лесенка» С помощью этой лесенки дети описывают различные предметы, их свойства, признаки.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе Триз - технологию.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания", - это система различных приемов, облегчающих запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: Каждый Охотник, Желает Знать, Где Сидит Фазан. Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию.
Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже, использование мнемотехники способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.
В связи с этим вопрос развития речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники не теряет своей актуальности.
В мнемотаблицах, схематически изображены, явления природы, некоторые предметы и действия героев.
Используя мнемосхемы, заучиваем с детьми небольшие по объему стихотворения. Пересказываем сказки, составляем описательные рассказы.
Всем знакомый «Чудесный мешочек», мы, конечно, используем на занятиях и в свободное время, но также у нас появилось новое пособие «Чудесный слоник».
Для определения места звук в сове, также используем таблицы, с которыми детям интереснее работать.
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «Золушка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «Золушка добрая». Картинка передвигается к следующему, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Волшебная шкатулка»
(Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками)
Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Необходимо описать с помощью мнемотаблицы, сказочного героя или предмет.
Игра "Да – Нет - ка” или "Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово «Лиса»”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно живет в лесу? Это дикое животное? В каких сказках встречается). Воспитатель отвечает только: " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
«Мои друзья»
В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.
К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.
В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.
В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).
«Плюс и минус»
Белка + осень = запасы
Дерево - лист = осеннее дерево
Небо + вода = осенний дождь
Огород + тепло = урожай
Холод + лист = листопад
Человек + холод = теплая одежда
Ученик + осень = школьник
Шишка + сосна = лес
Воздух + холод = ветер
«Коллаж из сказок»
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…
Еще один метод - мозговой штурм
Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Или же: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Я предлагаю вам побыть в роли детей и попробовать поиграть в игру: «Объяснялки».
«Объяснялки»
Перед детьми яблоко и ложка. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблока перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
"Хорошо- плохо"
— Ребята, вы рады, что весна наступила?
— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)
— Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)
“Да–Нет”
Игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета?
– Это несущественно.
И т. д., пока слово не будет угадано.
«Аукцион»
На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы».Ит. д.
«Подбери слова»
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.
А теперь два «волшебных слова» НО и НЕ, помогут нам, составить загадку.
Круглое, но не мяч,
Красное, но не помидор,
Ароматное, но не цветок,
Гладкое, но не щека,
Растёт на дереве, но не слива. (ЯБЛОКО)
Молодцы! У вас всё получилось.
ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться.
«Выложи букву»
(выкладываются буквы из камешков согласно заданной схеме).
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи.
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка синтаксическом, лексическом, фонетическом, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе»
И в заключении, я попрошу вас наполнить корзинку яблоками.
- Яблоки - символизируют нашу с вами встречу, насколько для Вас была она полезна? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить хотелось бы словами Бернарда Шоу
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Литература:
1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
2. Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников : Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 1998