Светлана Лагутеева
Применение приемов Су-Джок терапии в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Су-Джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела оказывают терапевтический эффект.
Су-Джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизирует речь у детей и пожилых людей, перенесших инсульт, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные активные точки на конечностях.
Стимуляция шариком активных точек способствует пробуждению естественных сил организма, которые вступаю в борьбу с недугами, постигшими человека.
Публикация «Применение приемов Су-Джок терапии в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Работая с детьми с ОВЗ, имеющими стойкие речевые нарушения различного генеза, я использую в своей работе приемы Су-джок терапии через воздействие на кисти и пальцы рук. Известно, что от степени развития мелкой моторики напрямую зависит и речевое развитие детей. Используя шарики мы через пальцы, ладони напрямую воздействуем на речевые центры головного мозга, отвечающие за речь, память, концентрацию внимания, заставляем их активизироваться и работать в нужном направлении.
Упражнения с Су-джок шариками сочетаю с игровыми заданиями, способствующими развитию мелкой моторики, звукопроизношения, фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа, пространственных ориентировок, зрительной памяти, грамматических навыков и т. д.
Для развития речи актуальные следующие игры и упражнения:
1. Сжимание и разжимание в ладони шарика, удерживание на ладони неподвижно.
2. Прокатывание шариков в ладонях круговыми и прямыми движениями.
3. Зажим пальцами шарика в 2-3 пальцах и передача с одной руки в другую.
4. Надавливание не шарик сложенными пальцами (щепоть).
5. Надавливание ладонью.
6. Надавливание поочередно пальцами, особенно подушечной большого пальца.
7. Упражнения с кольцом: поочередное прокатывание кольца 10-15 раз от основания до кончика. Необходимо помнить, что не следует оставлять кольцо на пальце, во избежание препятствий поступления крови.
Таким образом, воздействия шариком и кольцом на ладони и пальцы, развиваются мышечные зоны и подготавливают их к работе с письмом, постановке захвата ручки, развивают силу в мелких мышцах для профилактики утомляемости при письме, точности в координации движений и связи глаз-рука. Учитывая эмоциональное состояние ребенка, можно использовать разный цвет шарика: если ребенок возбужден, раздражен, агрессивен, помогут его успокоить шарики холодных цветов, голубого, синего. А если наоборот пассивен, вял- используем теплые, яркие цвета: желтый, красный, зеленый…
В домашних условиях, возможно применение Су-джок шарика для упражнений на стопу и пальцы ноги, для проведения массажа, оказывающего благоприятное воздействие на общее состояние ребенка и взрослого.
Наряду с прямым назначением тренажера, на логопедических занятиях мы используем шарики для формирования навыков звукобуквенного анализа и синтеза, раскладывая шарики по цвету звука в словах (синий, зеленый, красный). Так же, расположив шарики в ряд, тренируемся в развитии лексико-грамматических категорий: в назывании порядковых соотношений, какой по счету, какой перед красным, какой шарик после синего, каким по счету зеленый и т. д. Учимся согласованию существительных единственного и множественного числа с числительными: один синий шарик, два синих шарика, пять синих щариков и т. д. Подбираем прилагательные : какой, какая, какие и мн. др.
Таким образом, разнообразив логопедическую работу с детьми применением Су-джок терапии, мы можем добиться положительных результатов во многих сторонах развития ребенка. При постоянном проведении упражнений обязательно будет виден отклик организма на упражнения. Поможем ребенку развить необходимые умения и навыки, поможем справиться с речевыми проблемами и устранить причины, приводящие к речевым задержкам. А использование игровых упражнений с шариками мы вызовем эмоциональный отклик и положительный настрой ребенка к преодолению нарушений.