Наталья Савельева
Консультация для родителей на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка действительно наполнена разнообразием игрушек, форм, цветов и различных предметов. Сенсорное развитие помогает детям познавать окружающий мир и служит фундаментом для их умственного развития.
Успешность ребенка в школе во многом зависит от уровня его сенсорного развития. Поэтому крайне важно, чтобы этот процесс планомерно и систематически включался в повседневные занятия и моменты жизни малыша.
Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве невозможно переоценить. Этот возраст является наиболее благоприятным для совершенствования функций органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от уровня его сенсорного развития. Исследования показали, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети в начальном обучении, особенно в 1 классе, связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Сенсорное развитие происходит в разнообразных видах детской деятельности, особенно в играх, которые способствуют накоплению представлений об окружающем мире. Ребёнок познает окружающее через активное взаимодействие, что пробуждает его любознательность и желание узнать больше.
Взрослый может помочь в этом процессе, знакомя детей с сенсорными эталонами в повседневной жизни. Игры с различными предметами, игрушками и реальными объектами помогают детям сравнивать, устанавливать сходства и различия, а также знакомиться со свойствами и признаками предметов: цветом, величиной, формой и качеством.
Играя, ребёнок развивает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (например, шарики и бусы, а также выкладывать узоры из разнообразных форм.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке).
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных. Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Сенсорное развитие ребёнка является залогом успешного осуществления различных видов деятельности и формирования множества способностей. Поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все аспекты жизни.
Уважаемые родители, предлагаем вам несколько простых, интересных и познавательных игр, которые можно организовать с детьми прямо на кухне. Эти игры не требуют особой подготовки, а их материалом могут стать повседневные предметы, которые легко найти в доме.
1. Сравнение текстур:
- Найдите различные предметы с разными текстурами (гладкий стакан, шершавая тряпка, пластиковая ложка).
- Попросите ребёнка описать каждую текстуру, используя такие слова, как гладкий, шершавый, жесткий и т. д.
2. Собери созвучные цвета:
- Предложите ребёнку собрать продукты или предметы одного цвета. Например, все желтые (бананы, перцы и т. д.).
- Обсудите, какие оттенки и предметы они могут найти.
3. Звуковые эксперименты:
- Позвольте ребёнку поэкспериментировать с различными кастрюлями и сковородками, ударяя по ним.
- Попросите его описать, какой звук издаёт каждый предмет и сопоставить их по громкости.
4. Ароматные испытания:
- Предложите ребёнку определить запахи различных трав (базилик, укроп, петрушка) или специй (корица, перец).
- Обсудите, что они могут запомнить о каждом запахе.
Эти игры не только развивают сенсорные способности ребёнка, но и создают возможность для общения и укрепления связи между родителем и ребёнком.
Также ребёнку можно предложить следующие игры:
Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок. Проведите пальчиком ребёнка по песку. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развивает фантазию и воображение.
Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот.
Игра «Чудесный мешочек». Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложите определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребёнок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Мозаика из пробок». Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона –цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона –форма (круг, квадрат, треугольник).
Мы представили лишь небольшую часть идей, как можно провести время с ребёнком дома. Включайте свою креативность и старайтесь не уставать от общения с малышом. Называйте всё, что делаете, обсуждайте явления природы, цвета и формы. Позвольте ребёнку находиться в постоянном потоке информации — это не утомит его. Чем более расслабленным будет обучение, тем проще и быстрее оно будет проходить. Поощряйте ребёнка к играм и старайтесь проводить с ним время, играя в развивающие и увлекательные игры. Важно активно участвовать в игровом процессе. Это станет прекрасным способом укрепить связь между вами и вашим ребёнком.